Исследование по оценке затрат на борьбу с бытовым насилием в Казахстане
Данное исследование инициировано представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Казахстане при содействии ОЮЛ «Союз кризисных центров» в Казахстане
Ознакомьтесь с полным исследованием ниже
Исследование в формате pdf
Цель данного исследования
Анализ и оценка затрат на борьбу с бытовым насилием, которые позволят определить основные направления и приоритеты в действующей политике борьбы с домашним насилием, выявить пробелы и возможные направления, где усилия должны быть укреплены, в том числе и финансово.
Задачи исследования
  • -1-
    Анализ законодательства о профилактике бытового насилия и практики его применения;
  • -2-
    Определение направлений затрат на профилактику и борьбу с бытовым насилием в 2021 году;
  • -3-
    Анализ и оценка расходов государственного бюджета на профилактику и борьбу с семейно-бытовым насилием;
Данный анализ – это первая попытка провести количественный и качественный анализ затрат на профилактику и борьбу с семейно-бытовым насилием.

Рамки настоящего исследования ограничиваются определением и оценкой мер на профилактику и борьбу только с физическим насилием в сфере семейно-бытовых отношений.


В Казахстане отсутствует какой-либо накопленный опыт подсчета затрат на борьбу с бытовым насилием.
  • 114 044
    звонков поступило на пульт 102 по фактам семейно-бытового насилия в 2021 году
  • 81 668
    защитных предписаний было выписано в 2021 году
  • 44 974
    судебных дел было рассмотрено по фактам семейно-бытового насилия по пяти статьям КОАП РК
  • 17 647
    лиц привлечено к административным арестам от 2 часов до 3 суток за правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений в 2021 году
  • 1 020
    человек были привлечены к уголовной ответственности по преступлениям в сфере семейно-бытовых отношений в 2021 году
За последние пять лет количество уголовных правонарушений, совершенных в семейно-бытовой сфере, выросло более чем в два раза, что свидетельствует о необходимости более решительных мер в борьбе с семейно-бытовым насилием (СБН).
Выводы

Статистика домашнего насилия в 2021 году свидетельствует, что только 40% обращений в полицию доходят до суда. В дошедших до суда делах только 39% получают наказание в виде административного ареста, который длится от двух часов до трех суток.


Современное состояние борьбы с бытовым насилием не способствует ни большей защите прав жертв, ни предотвращению повторного насилия со стороны агрессора.

Выводы

Статистика домашнего насилия в 2021 году свидетельствует, что только 40% обращений в полицию доходят до суда. В дошедших до суда делах только 39% получают наказание в виде административного ареста, который длится от двух часов до трех суток.


Современное состояние борьбы с бытовым насилием не способствует ни большей защите прав жертв, ни предотвращению повторного насилия со стороны агрессора.

Выводы

Государственные расходы на борьбу с домашним насилием в 2021 году составили 4,5 миллиарда тенге, где только 765 миллионов тенге (17%) составляют расходы на специальные социальные услуги жертвам бытового насилия и социально значимые проекты по профилактике домашнего насилия.


Значительную часть затрат на борьбу с домашним насилием составляют расходы правоохранительной и судебной систем, которые будут существовать, даже если домашнее насилие будет искоренено.

Выводы

На оказание специальных социальных услуг потерпевшим от бытового насилия направляется только 765 миллионов тенге или 1% от всех затрат на борьбу с домашним насилием.


Выделяется недостаточно средств на борьбу с семейно-бытовым насилием. Недостаточно финансируются или не финансируются оказание социальных и психологических услуг для жертв насилия. Жертвы бытового насилия вынуждены оставаться с агрессором и терпеть повторное насилие.


Проекты государственного социального заказа на профилактику домашнего насилияв 2021 году составили всего 0,5% всех затрат на профилактику и борьбу с бытовым насилием. Отсутствует общая стратегия профилактики бытового насилия, в том числе в виде работы с агрессорами;

Выводы

Обеспеченность кризисными центрами составляет всего 15%, что означает отсутствие доступа к кризисным центрам жертв бытового насилия из районов и сел.

Выводы

Отсутствует регламент межведомственного взаимодействия всех субъектов профилактики бытового насилия и общая оценка эффективности принимаемых мер борьбы с бытовым насилием, что ведет к отсутствию общего видения и целостной стратегии борьбы с бытовым насилием.

Выводы
В официальной статистике нет детализации данных по жертвам бытового насилия, таких как: количество женщин, мужчин, детей, пожилых, лиц с инвалидностью и других лиц, оказавшихся жертвами бытового насилия.

Подобное разграничение позволило бы провести более полную оценку ситуации с бытовым насилием с учетом половозрастных параметров, более точно определить размеры причиненного вреда здоровью каждой категории жертв этого явления, а также сделать программы помощи более адресными и, следовательно, более эффективными.

Также отсутствуют процедуры по формированию официальной статистики по психологическому и экономическому видам насилия, что создает пробелы в оценке общей ситуации с бытовым насилием в стране.
Рекомендации
Рассмотреть вопрос о криминализации

Рассмотреть вопрос о криминализации бытового насилия и разработать меры по недопущению повторного насилия;

Определить ответственный орган

Определить в законодательстве ответственный орган за межведомственное взаимодействие и координацию всех сторон, вовлеченных в борьбу с бытовым насилием, и выработку общей стратегии борьбы с насилием с учетом результатов ежегодной оценки ситуации;

Определить регламент взаимодействия

Определить законодательно регламент межведомственного взаимодействия для обеспечения действенного механизма сбора и оценки общей ситуации с участием всех субъектов профилактики бытового насилия;

Определить ответственный орган

Определить ответственный орган по учету психологического и экономического видов насилия, разработать четкие критерии и индикаторы определения психологического и экономического насилия и процедуры по документации и фиксации психологического и экономического видов насилия;

Обеспечить деятельность кризисных центров
Обеспечить деятельность кризисных центров для жертв бытового насилия во всех районах страны и соответствующее финансирование;
Вести учет детей

Вести учет детей — свидетелей бытового насилия и формировать специальные программы реабилитации таких детей;

Вести статистику жертв бытового насилия
Вести статистику жертв бытового насилия по полу, возрасту и видам травм для более полной оценки ситуации с семейно-бытовым насилием;
Ввести понятие «агрессор»

Ввести на законодательном уровне понятие «агрессор» для дальнейшего внедрения обязательных коррекционных программ для этой категории лиц;

Обеспечить обязательное прохождение программ

Обеспечить на законодательном уровне обязательное прохождение коррекционных программ для агрессоров;

Предусмотреть финансирование социально значимых проектов
Предусмотреть финансирование социально значимых проектов по профилактике бытового насилия в каждом регионе, техническая спецификация реализуемых проектов должна отражать реальные проблемы в сфере семейно-бытового насилия, в том числе через пропаганду гендерного равенства, прав человека и фундаментального права неприкосновенности чести и достоинства.
Ознакомьтесь с полным исследованием ниже
Исследование в формате pdf
Как нас найти?
Наш e-mail: info@zertteu.org
Наш сайт: https://zertteu.org/