Рамки настоящего исследования ограничиваются определением и оценкой мер на профилактику и борьбу только с физическим насилием в сфере семейно-бытовых отношений.
Статистика домашнего насилия в 2021 году свидетельствует, что только 40% обращений в полицию доходят до суда. В дошедших до суда делах только 39% получают наказание в виде административного ареста, который длится от двух часов до трех суток.
Современное состояние борьбы с бытовым насилием не способствует ни большей защите прав жертв, ни предотвращению повторного насилия со стороны агрессора.
Статистика домашнего насилия в 2021 году свидетельствует, что только 40% обращений в полицию доходят до суда. В дошедших до суда делах только 39% получают наказание в виде административного ареста, который длится от двух часов до трех суток.
Современное состояние борьбы с бытовым насилием не способствует ни большей защите прав жертв, ни предотвращению повторного насилия со стороны агрессора.
Государственные расходы на борьбу с домашним насилием в 2021 году составили 4,5 миллиарда тенге, где только 765 миллионов тенге (17%) составляют расходы на специальные социальные услуги жертвам бытового насилия и социально значимые проекты по профилактике домашнего насилия.
Значительную часть затрат на борьбу с домашним насилием составляют расходы правоохранительной и судебной систем, которые будут существовать, даже если домашнее насилие будет искоренено.
На оказание специальных социальных услуг потерпевшим от бытового насилия направляется только 765 миллионов тенге или 1% от всех затрат на борьбу с домашним насилием.
Выделяется недостаточно средств на борьбу с семейно-бытовым насилием. Недостаточно финансируются или не финансируются оказание социальных и психологических услуг для жертв насилия. Жертвы бытового насилия вынуждены оставаться с агрессором и терпеть повторное насилие.
Проекты государственного социального заказа на профилактику домашнего насилияв 2021 году составили всего 0,5% всех затрат на профилактику и борьбу с бытовым насилием. Отсутствует общая стратегия профилактики бытового насилия, в том числе в виде работы с агрессорами;
Обеспеченность кризисными центрами составляет всего 15%, что означает отсутствие доступа к кризисным центрам жертв бытового насилия из районов и сел.
Отсутствует регламент межведомственного взаимодействия всех субъектов профилактики бытового насилия и общая оценка эффективности принимаемых мер борьбы с бытовым насилием, что ведет к отсутствию общего видения и целостной стратегии борьбы с бытовым насилием.
Рассмотреть вопрос о криминализации бытового насилия и разработать меры по недопущению повторного насилия;
Определить в законодательстве ответственный орган за межведомственное взаимодействие и координацию всех сторон, вовлеченных в борьбу с бытовым насилием, и выработку общей стратегии борьбы с насилием с учетом результатов ежегодной оценки ситуации;
Определить законодательно регламент межведомственного взаимодействия для обеспечения действенного механизма сбора и оценки общей ситуации с участием всех субъектов профилактики бытового насилия;
Определить ответственный орган по учету психологического и экономического видов насилия, разработать четкие критерии и индикаторы определения психологического и экономического насилия и процедуры по документации и фиксации психологического и экономического видов насилия;
Вести учет детей — свидетелей бытового насилия и формировать специальные программы реабилитации таких детей;
Ввести на законодательном уровне понятие «агрессор» для дальнейшего внедрения обязательных коррекционных программ для этой категории лиц;
Обеспечить на законодательном уровне обязательное прохождение коррекционных программ для агрессоров;