Руководство по гендерному анализу бюджета
Настоящее руководство по гендерному анализу бюджета разработано для проведения анализа бюджетных программ с учётом различий в потребностях и интересах женщин, мужчин, мальчиков и девочек.
Его цель — систематизировать процесс анализа бюджетных программ с акцентом на гендерное бюджетирование и обеспечить целенаправленное и эффективное использование бюджетных ресурсов для достижения гендерного равенства.
Руководство предназначено для специалистов, занимающихся бюджетным планированием и мониторингом, представителей гражданского общества, а также для всех, кто стремится сделать государственные программы более справедливыми.

Женщины составляют 51% населения Казахстана, однако страна по-прежнему сталкивается с гендерным неравенством: по данным на 2022 год, Казахстан занимает 65‑е место в Глобальном индексе гендерного разрыва. Мы надеемся, что данный документ поможет в сборе данных для принятия более обоснованных решений и будет способствовать сокращению гендерного разрыва в Казахстане.
Введение в гендерное бюджетирование
Гендерное бюджетирование — это подход к формированию бюджета, который учитывает гендерные аспекты и направлен на достижение равенства между мужчинами и женщинами. Казахстан начал двигаться в этом направлении после подписания Пекинской платформы действий в 1995 году. В главе VI этой платформы изложены основы для реализации гендерного бюджетирования.
Например, статья 345 гласит:
«…Это потребует учета гендерной проблематики в бюджетных решениях по политике и программам, а также адекватного финансирования специальных программ для обеспечения равенства между женщинами и мужчинами…».
В статье 346 указано:
«…Для достижения этих целей правительствам следует приложить усилия, чтобы систематически рассматривать вопрос о том, какие выгоды получают женщины от расходов государственного сектора; скорректировать бюджеты в целях обеспечения равного доступа к расходам государственного сектора…».
В 1998 году Казахстан присоединился к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а в 2009 году был принят закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин».
Кроме того, Казахстан взял на себя обязательства по достижению 17 целей устойчивого развития, которые включают вопросы гендерного равенства.
Цель № 5 ЦУР5 направлена на достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и девочек. Она содержит показатель, который оценивает долю правительств, у которых есть системы для мониторинга и распределения государственных ресурсов на цели гендерного равенства. Таким образом, достижение гендерного равенства является государственной политикой Казахстана, признанной на самом высоком политическом уровне. Государственный бюджет является финансовым планом и полноценным экономическим механизмом реализации государственной политики. Следовательно, гендерное бюджетирование является финансовым механизмом госполитики по достижению гендерного равенства.
В 2022 году МВФ впервые принял гендерную стратегию, признав таким образом необходимость внедрения гендерных вопросов в деятельность МВФ и определив одним из компонентов своей гендерной стратегии следующее: «Предоставление сотрудникам МВФ доступа к актуальным данным с разбивкой по гендерной принадлежности и к инструментам моделирования для проведения анализа экономической политики»
Определения гендерного бюджетирования:
  • Совет Европы
    Гендерное бюджетирование — это применение гендерного подхода на всех этапах бюджетного процесса, который включает в себя гендерную оценку бюджетов и реструктуризацию доходов и расходов в целях содействия гендерному равенству.
  • ОЭСР
    Интеграция четкой гендерной перспективы в общий контекст бюджетного процесса посредством использования специальных процессов и аналитических инструментов в целях продвижения гендерно-ориентированной политики.
  • МВФ
    Подход к составлению бюджета, который использует налогово-­бюджетную политику и государственную политику для содействия гендерному равенству и развитию девочек и женщин. Инструмент снижения гендерного неравенства через бюджетно-­налоговую политику.
Quinn, S. (2009). Gender responsive budgeting practical implementation handbook. Strasbourg: Council of Europe, стр 11-15
В руководстве по гендерному бюджетированию Совета Европы определены следующие условия, необходимые для внедрения гендерного бюджетирования:
  • Понимание гендера и гендерного неравенства:
    необходимо знать, как гендер влияет на различные области политики и уметь выявлять и решать проблемы гендерного неравенства.
  • Политическая приверженность:
    правительство должно явно поддерживать гендерное равенство и донести эту позицию до всех уровней администрации.
  • Бюрократическая приверженность:
    хотя гендерное бюджетирование может не быть основным аспектом работы бюджетных чиновников, его важность должна быть признана и учтена.
  • Трансляция стратегии гендерного равенства:
    для эффективного действия правительств с определенным уровнем стратегии гендерного равенства необходимо реализовать или адаптировать эту стратегию на уровнях отраслевого и местного управления.
  • Создание систем данных:
    несмотря на определенный прогресс в сборе гендерных данных в последние годы, еще много работы предстоит сделать для эффективного использования этих данных. Также требуется более тесное взаимодействие между статистиками и политиками.
В настоящее время в Казахстане есть политическая поддержка в вопросах гендерного равенства и предпосылки для развития гендерной статистики.
В декабре 2023 года президент К.-Ж. Токаев подписал указ «О Плане действий в области прав человека и верховенства закона», где основными мероприятиями являются «Учреждение должности внештатного советника акима по вопросам гендерного равенства» и «Разработка и принятие плана действий Правительства по обеспечению продвижения равных прав и возможностей мужчин и женщин».
Реализация первого пункта указа президента может способствовать достижению первого и четвертого условий, а именно трансляции приверженности к гендерному равенству на всех уровнях управления и обеспечению понимания проблем гендерного равенства.
В июле 2024 года был опубликован проект плана действий Правительства по обеспечению продвижения равных прав и возможностей мужчин и женщин. Пункты 44−48 этого документа относятся к мероприятиям по внедрению гендерного бюджетирования. Национальное бюро статистики формирует и публикует специальный раздел по гендерной статистике, который может стать основой для развития гендерно-дезагрегированных данных для целей гендерного бюджетирования. Таким образом, на сегодняшний день для старта реализации гендерного бюджетирования необходимо его бюрократическое признание, то есть нормативное закрепление в бюджетном законодательстве.
Бюджет и бюджетный процесс в казахстане
Бюджет и бюджетный процесс в Казахстане регулируются отдельным законодательством. Согласно Бюджетному кодексу, бюджет — централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций. Иначе говоря, бюджет — это механизм финансирования реализации государственной политики в различных сферах. Одним из важнейших принципов бюджетной системы является принцип транспарентности — обязательная публикация бюджетных документов на всех этапах бюджетного процесса и открытость бюджетного процесса для общества и средств массовой информации. Благодаря этому принципу обеспечивается прозрачность и подотчетность в бюджетной системе.
В Казахстане действуют следующие уровни бюджетов — республиканский, который утверждается парламентом и реализуется на центральном уровне.
Республиканский
Уровни бюджета
Местные
Областные, городов Астана, Алматы, Шымкент
Бюджет района (города областного значения)
Бюджет города районного значения, села, поселка, сельского округа
Также местные, которые в свою очередь делятся на областные и городов республиканского значения, районные, городов областного значения и бюджеты города районного значения, села, поселка, сельского округа, которые утверждаются маслихатами различных уровней. Таким образом отдельные бюджеты реализуются на центральном, областном, районном и сельском уровнях.
Этапы бюджетного процесса
Планирование
Отчетность
Исполнение
Рассмотрение и утвержение
Бюджетный процесс
Бюджетное законодательство закрепляет открытость бюджетного процесса на каждом его этапе.
Система государственного планирования в Казахстане — это набор документов и процессов, которые помогают определить, как развивать страну на долгий и средний срок.
Она включает в себя планы и стратегии для улучшения жизни людей, обеспечения безопасности страны и эффективного использования ресурсов. Документы системы должны учитывать наличие необходимых финансовых, материальных и человеческих ресурсов для их выполнения. Реализация документов системы государственного планирования осуществляется в том числе через бюджетные расходы.
Функциональная классификация расходов бюджета — это разделение расходов всех уровней бюджета на группы в зависимости от целей и функций государства. Она показывает, как и на что идут деньги из бюджета. Администратором бюджетных программ является государственный орган, который отвечает за планирование, выполнение и результаты этих программ.
Правила разработки и утверждения бюджетных программ определяют, какие цели и результаты должны быть достигнуты с использованием государственных денег. Цели бюджетной программы должны быть конкретными и реалистичными, а конечные результаты — измеримыми и связанными с целями развития государственного органа или региона. Правила требуют избегать дублирования одних и тех же результатов в разных программах.
Понимание бюджетной системы и отдельных её элементов расширяет представление о том, как и на каком этапе можно организовать оценку воздействия государственного бюджета на достижение гендерного равенства.
Бюджетный календарь — это план-график или последовательность этапов, в рамках которых осуществляется процесс формирования, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета на определённый финансовый год.
Этот календарь включает ключевые даты и сроки, определяющие, когда должны быть выполнены различные действия в процессе бюджетного планирования и исполнения. Например, сроки подачи бюджетных заявок, обсуждения бюджета в парламенте, принятие закона о бюджете и отчетности по его исполнению. Знание бюджетного календаря способствует лучшему пониманию действий различных государственных органов и обеспечивает своевременное участие в бюджетном процессе.
2025
2024
2026
май - сентябрь 2024 г.
сентябрь - декабрь 2024 г.
1 января - 31 декабря 2025 г.
апрель - июнь 2026 г.
Планирование
Рассмотрение и утверждение
Исполнение
Отчетность
Планирование бюджета на очередной финансовый год начинается в мае текущего года и продолжается до сентября. В сентябре проект республиканского бюджета поступает в парламент, а с октября месяца проекты местных бюджетов направляются в маслихаты всех уровней. Обсуждение и утверждение бюджетов завершается к концу декабря текущего года. Исполнение бюджетов происходит в течение всего следующего года.
Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов утверждаются парламентом и маслихатами в период с апреля по июнь года, следующего за годом исполнения бюджета. Заключение к отчету об исполнении бюджета на республиканском уровне готовится Высшей аудиторской палатой, а на местном уровне — ревизионными комиссиями областей и городов республиканского значения.
Гендерный анализ государственных программ и бюджета
Для целей гендерного анализа может быть выбран любой подходящий способ в зависимости от уровня анализа. Наиболее распространенными инструментами гендерного анализа бюджета являются семь способов, предложенных профессором Дианой Эльсон.
Elson, Diane, 1999, Gender Budget Initiative: Background papers (London: Commonwealth Secretariat)
В настоящее время система государственного планирования и бюджетная система Казахстана позволяют использовать первые три инструмента для проведения гендерного анализа государственных программ и бюджетных расходов.
Это означает, что существующие программы, включая бюджетные, содержат показатели, позволяющие провести анализ воздействия бюджета на достижение гендерного равенства.
Однако собранные данные по доходам в настоящее время не разбиваются по полу, что может стать задачей для будущего. Министерство национальной экономики разрабатывает прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период, который служит основой для разработки государственного бюджета, но он не включает в себя гендерные переменные. В Казахстане также не готовится и не публикуется бюджетное послание, и этот инструмент не планируется использовать в обозримом будущем. В следующем разделе представлен механизм адаптации первых трёх инструментов для анализа программ и бюджетных расходов на примере действующих бюджетных программ.
Инструменты гендерного анализа государственных программ и бюджета расходов
Это практические инструменты, которые используются для оценки эффективности государственных политик и программ с точки зрения гендерного равенства. Они позволяют выявить, как распределяются ресурсы, кто получает выгоду от государственных программ и каким образом политики влияют на различные группы населения с учетом гендерных различий.
Примеры гендерного анализа бюджета участников проекта Gender pulse
Кейс 1
Равный доступ к спортивным кружкам и секциям для девочек и мальчиков
Определение цели анализа
Оценить равный доступ мальчиков и девочек к спортивным секциям в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области с использованием гендерного анализа, а также с целью обеспечения справедливого распределения возможностей для всех детей.
Резюме: Кызылжарский район включает 19 сельских округов, в которых проживает население численностью 45 тысяч человек, среди которых 6,5 тысяч — дети до 18 лет. Спортивными кружками охвачены 3530 детей, из которых 38% составляют девочки.
Определение соответствующих программ расходов
Размер надбавки для каждого тренера составляет 17 697 тенге в месяц. Однако при анализе бюджетных расходов не учитываются данные о гендерном составе получателей.
Согласно данным отдела образования Кызылжарского района, на поддержку спорта ежегодно выделяется 35,2 млн тенге. Из этой суммы 27,7 млн тенге идут на закупку инвентаря, а 7,4 млн тенге — на надбавки тренерам.
Сбор и анализ данных
Источником данных для проведения анализа стали запросы информации в районный отдел спорта. В открытом доступе полных данных по получателям услуг и сумм выделяемого финансирования нет.
Анализ распределения расходов между бенефициарами
Прямого распределения расходов между бенефициарами невозможно произвести, ввиду отсутствия сбора детализированных гендерных данных в бюджетных программах.
Анализ гендерного распределения расходов
По результатам гендерного анализа выявлены значительные разрывы в охвате девочек и мальчиков спортивными кружками и секциями, а также в их участии в отдельных видах спорта.
Средняя представленность в спортивных кружках среди девочек и мальчиков по с.о. Кызылжарского района
Прибрежный
Вагулинский
Виноградовский
Рассветский
Новоникольский
Соколовский
Архангельский
Лесной
Светлопольский
Налобинский
Березовский
Петерфельдский
Куйбышевский
Асановский
Якорский
Рощинский
Бугровский
Бескольский
Кызылжарский
45%
49%
52%
53%
54%
55%
56%
58%
58%
60%
60%
61%
63%
65%
68%
69%
70%
73%
78%
55%
41%
48%
47%
46%
45%
44%
42%
42%
40%
40%
39%
37%
35%
32%
31%
30%
27%
22%
Интерпретация результатов в гендерном контексте
Рекомендации
Создать равные условия для всех видов спорта. Обеспечить равный доступ к ресурсам, тренерам и инвентарю для секций, которые посещают как мальчики, так и девочки, включая те виды спорта, которые традиционно считаются «мужскими» или «женскими».
Проводить гендерный анализ финансирования. Необходимо регулярно анализировать, как распределяются бюджетные средства между кружками с учетом гендерного участия, чтобы выявить возможные дисбалансы.
Руководство по гендерному анализу бюджета
Как нас найти?
Наш e-mail: info@zertteu.org
Наш сайт: https://zertteu.org/