Государственного социального заказа

АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Цель исследования
Разработка рекомендаций по повышению прозрачности и эффективности реализации государственного социального заказа на портале государственных закупок
Задачи исследования
  • Обзор реализации государственного заказа в 2021 году на портале государственных закупок
  • Анализ формирования и размещения государственного заказа в 2021 году на портале государственных закупок
  • Анализ и выявление пробелов в реализации государственного заказа в 2021 году на портале государственных закупок
  • Анализ и выявление пробелов в обеспечении прозрачности государственного заказа в 2021 году на портале государственных закупок

Методология

В основу исследования легли данные портала государственных закупок. Получение структурированных данных по государственному социальному заказу (далее ГСЗ) стало возможно благодаря специальной платформе Центра мониторинга и анализа государственных закупок.

Данная платформа представляет собой систему анализа и мониторинга государственных закупок, изначальные данные которой выгружаются с самого портала государственных закупок. Благодаря сотрудничеству Zertteu и компании Датаномикс в вышеуказанной системе анализа и мониторинга появился отдельный интерфейс по государственному социальному заказу.

Государственный социальный заказ является одной из форм финансовой поддержки НПО для решения социальных проблем, осуществляемых за счет бюджетных средств.

Также ГСЗ является способом госзакупок на портале государственных закупок, участие в котором могут принимать только неправительственные организации, предоставившие информацию о своей деятельности в базу данных НПО.

На сегодняшний день портал государственных закупок позволяет получить данные по финансированию ГСЗ начиная с 2016 года.
Таблица 1. Суммы финансирования ГСЗ с 2016-2021 гг
Период / год
Сумма финансирования, млрд. тг.
2016
3,4
2017
6,1
2018
11,7
2019
8,3
2020
10,8
2021
12,6
Источник: Центр мониторинга и анализа государственных закупок
За последние пять лет объем ежегодного финансирования ГСЗ вырос более чем в 4 раза с 3,4 млрд тенге в 2016 году до 12,6 млрд тенге в 2021 году.
Общий объем финансирования ГСЗ за 5 лет составил более 50 млрд тенге. Всего на портале Заказчиков по ГСЗ - 413, поставщиков ГСЗ – 503.
В 2021 году на портале гос закупок было заключено всего 1600 договоров, из них действующие и исполненные - 1518
Если смотреть на статистику договоров по ГСЗ по критерию – количество заключенных договоров, то получится, что последние три года преимущество у способа закупок по ГСЗ. Это означает, что по количеству договоров лидирует способ закупки плановый, то есть способом ГСЗ.
Также в 2021 году 7,1 млрд тенге ГСЗ было освоено напрямую из одного источника по несостоявшимся закупкам и по ним заключено всего 288 договоров, на оставшиеся 5,5 млрд тенге, выделенных на ГСЗ было заключено, то есть реализовано 1312 проектов.
Таким образом, около 60% от общей суммы действующих и исполненных договоров приходится на один источник по несостоявшимся закупкам ГСЗ.
Основные пробелы, препятствующие эффективной реализации ГСЗ на различных этапах закупочного процесса.
На этапе планирования и формирования ГСЗ:
  • На портале госзакупок не отображаются тематические направления (17 направлений, определенных законом о ГСЗ), что не позволяет производить выгрузку и точный анализ данных по тематическим направлениям ГСЗ;
  • Действующая практика размещения ГСЗ на портале без указания точного тематического направления указанного в законе не позволяет агрегировать данные по суммам и тематическим направления для аналитических целей.
Заказчики ГСЗ не прописывают тематику и направление в описании к проектам. В подобном случае, невозможно узнать точные направления и проекты, по которым выделяются денежные средства в рамках ГСЗ. Это создает проблему формирования точной статистики по ГСЗ по стране, какие направления ГСЗ являются приоритетными по объемам финансирования, по количеству проектов и устойчивости.

По обработанным данным (на основе уже состоявшихся договоров) можно наблюдать, что более половины всех средств приходится на направление, связанное с финансированием спорта и проведением спортивных мероприятий
Так, например, только
13 договоров по ГСЗ в системе с упоминанием «футбол» и «хоккей» составляют более
4,2 млрд тг, что составляет 48,2% от всего объема финансирования ГСЗ в 2021 году.
Выборка осуществлялась по поиску совпадений ключевых слов в направлениях и описаниях договоров на портале гос закупок

Реестр планов гос закупок имеет раздел дополнительная характеристика, который мог бы отражать направления планируемых ГСЗ согласно перечня, указанного в Законе. Внедрение данного механизма позволило бы получать качественные данные о планировании и проводить анализ эффективности проводимых мероприятий.

Демпинг в 20% используется в большинстве случаев и поэтому он не является качественным

«критерием» отбора Поставщика.

Для оценки частоты использования демпинга был проведен отдельный анализ.

Чтобы оценить, частоту случаев использования критерия 20 % скидки (демпинга) всего рандомным методом были отобраны 510 договоров (по 30 действующих договоров ГСЗ за 2021 год в каждом регионе).

Это было сделано, чтобы оценить, количество случаев использования критерия 20 % демпинга (речь только о цифре 20%).
Таким образом в среднем в 53,4% случаев был использован 20% демпинг при конкурсах по ГСЗ. В таких регионах как Костанайская, Карагандинская, ЗКО, ВКО, Атырауская, Акмолинская и Актюбинская области используют менее 50% случаев демпинга.

При такой статистике использования допустимого максимального демпинга со стороны Поставщиков, использование его в качестве критерия оценки Поставщика теряет смысл, поскольку используются в большей части регионов страны.

Зачастую конкурсы выигрываются уже с учетом допустимого снижения цены, снижение стоимости услуг изначально закладывается и используется в большинстве случаев заключения договоров по ГСЗ.

Отсутствие синхронизации портала госзакупок с данными Базы данных НПО позволяет

становиться поставщиками НПО, которых нет в базе данных НПО.

Система анализа и мониторинга определяет один из рисков - Необоснованный выбор Поставщика по ГСЗ. Этот риск основывается на наборе данных путем синхронизации и выгрузке базы данных НПО и Поставщиков по ГСЗ.

В частности, имеются договоры по ГСЗ, когда поставщиками НПО выступали те организации, сведения о которых не были предоставлены в Базе данных НПО, что является обязательным условием для участия
в проектах по гос соц заказу.

В Базе данных НПО (данные за 2020 год) нет информации по 20 организациям или 4% действующих Поставщиков:
  • Заключено 22 договора на 261,1 млн тенге с организациями,
    которых нет в базе данных НПО;
  • 18 заказчиков заключили договоры с организациями,
    которых нет в базе данных НПО;
  • Среди Поставщиков по ГСЗ встречаются юридические лица, не являющие НПО - ИП Шарипов Т.К., ТОО Genstart, «ОЮЛ и ИП Казахстанская ассоциация предпринимателей и сервисных услуг».
С целью недопущения подобных случаев, а также минимизации человеческого фактора, необходимо синхронизировать данные базы НПО с порталом гос закупок для конкурсов по ГСЗ.
Тогда данные будут подтягиваться на портале автоматически и не потребуется дополнительных издержек в виде запросов и писем Заказчикам.
На этапе реализации ГСЗ:
  • Низкое качество составления технических спецификаций (фокус на количественные показатели)
  • Чрезмерно завышенный объем работ и услуг несоразмерные с объемом финансирования;
  • Преобладание доли закупок способом из одного источника по несостоявшемуся ГСЗ над самим способом ГСЗ в разрезе сумм финансирования
Всего 292 (действующих и исполненных) договоров по ГСЗ были заключены способом из одного источника по несостоявшимся. Эти 292 договора эквивалентны по сумме 6,5 млрд тг , что составляет 60% всего объема уплаченных средств по ГСЗ.
Таблица 2. Количество и суммы договоров по способам закупки
292 договора – из одного источника по несостоявшимся
6,4 млрд тг
1226 договоров по способу ГСЗ
4,2 млрд тг
60% уплаченных средств по договору (без НДС)
40% уплаченных средств по договору (без НДС)
Анализ тех спецификаций показывает, что данные договора можно разделить на четыре группы:
Договоры с неясными размытыми условиями тех спецификаций, которые ограничивают добросовестную конкуренцию
Договоры со «специфическими условиями» тех спецификаций, которые изначально не подразумевают наличие конкуренции
Договоры на реализацию услуг тех спецификаций, несвойственных деятельности общественных организаций
Договоры с чрезмерно завышенными требованиями тех спецификаций, которые также являются ограничителем для конкуренции

Дисбаланс в объемах финансирования отдельных тематических направлений, например, преобладание финансирования профессионального спорта

Рейтинг пяти самых крупных договоров по ГСЗ показывает, что большая доля государственных средств направлена на развитие футбола и хоккея в Костанайской и Карагандинской области
Таблица 3. Рейтинг 5 договоров по ГСЗ по суммам финансирования в 2021г.
Заказчик
Поставщик
Сумма договора, тг
Краткое описание ГСЗ
ГУ "Управление физической культуры и спорта Карагандинской области"
Общественное объединение "Спортивный клуб "SARYARKA"
1 200 000 000
ГУ "Управление физической культуры и спорта акимата Костанайской области"
Общественный фонд "Футбольный клуб "Тобол"
1 200 000 000
ГУ "Управление физической культуры и спорта Карагандинской области"
Общественный Фонд "Фонд развития социальных проектов"
800 000 000
ГУ "Управление физической культуры и спорта акимата Костанайской области"
Общественный фонд "Футбольный клуб "Тобол"
600 000 000
ГУ "Управление физической культуры и спорта акимата Костанайской области"
Общественный фонд "Футбольный клуб "Тобол"
447 000 000
Источник: ЦМАГЗ
Как видно из таблицы, финансирование профессионального спорта, в частности только 5 крупнейших договоров по развитию футболла и хоккея занимают около 40% от общего объема ГСЗ.
Необходимо провести тщательный анализ финансирования всех направлений по ГСЗ с формированием актуальных приоритетов по решению социальных проблем казахстанкого общества
На этапе отчетности реализации ГСЗ:
Отсутствие публичной отчетности о реализации проектов по ГСЗ
Отсутствие публичной отчетности о реализации проектов по ГСЗ на единой платформе уполномоченного органа по ГСЗ для обеспечения прозрачности и подотчетности по всем проектам реализованным на бюджетные средства;

На сегодняшний день отсутствует единый портал или система, которая аккумулировала бы информацию по отчетности и исполнению проектов по ГСЗ.

В Казахстане действует база данных НПО - информационная база данных, формируемая в целях обеспечения прозрачности деятельности неправительственных организаций и информирования общественности о них, данная база могла бы быть дополнена информацией по отчетности, раздел которой уже имеется на сайте, но он не заполняется и в данное время пустует (хотя сайт обслуживается на постоянной основе)

Скриншот. База данных НПО.

Альтернативным решением могло бы стать внедрение практики опубликования отчета (адаптированная форма) непосредственно на самом портале гос закупок вместе с актом выполненных работ. Это не потребует дополнительных расходов и больших технических решений, но в тоже время позволит более упорядочить отчетность и предоставит дополнительные данные об исполнении проектов по ГСЗ
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Государственный социальный заказ является одной из форм государственного финансирования НПО в Казахстане.
Объем финансирования ГСЗ ежегодно увеличивается, за последние 5 лет общий объем составил 53 млрд тенге.

В результате проведенного анализа были выявлены следующие пробелы, препятствующие эффективной реализации государственного социального заказа:

  • Более 60% ГСЗ освоено через один источник по несостоявшимся закупкам. В эту сумму входили договоры по финансированию профессионального спорта. Данный факт искажает как саму суть ГСЗ, так и статистику финансирования деятельности НПО;
  • Низкий уровень участия НПО в ГСЗ. Всего на портале 500 Поставщиков ГСЗ, а потенциальных участников, которые могли бы принять участие в конкурсе в базе данных НПО около 10 тысяч, а в целом число всех зарегистрированных организаций более 20 тыс. Это показывает, что существуют пробелы для участия большего количества конкурентоспособных потенциальных поставщиков и эффективной реализации проектов;
  • Действующая система ГСЗ позволяет одной НПО заключать несколько десятков договоров и реализовать в течении одного года более тридцати проектов в нескольких регионах страны. Подобная практика имеет репутационные риски для ГСЗ как источника доходов, а не решения социально-значимых вопросов и риски некачественной реализации множества разных проектов в одно время в разных регионах;
  • Действующая система ГСЗ не обеспечивает единого окна прозрачности и подотчётности по всем реализованным проектам по ГСЗ, а это более тысячи проектов ежегодно.
  • 85% всего ГСЗ в стране реализуется в областных центрах и городах республиканского значения. Это ведет к дисбалансу в реализации ГСЗ в пользу крупных городов. В то время как социально-значимые проекты могут быть более востребованы на уровне районов и сел, где проживает половина населения страны. На уровне районов сумма финансирования составляет только 13% от общего объема;
  • Низкое качество технических спецификаций, не соответствие объёма требуемых работ и услуг объёму финансирования. Например, договоры ГСЗ на 80 тысяч тенге по проведению разъяснительной работы.

На основе проведенного анализа были выработаны следующие рекомендации:

  • Необходимо упорядочить планирование направлений по ГСЗ через опубликование Заказчиками в планах госзакупок направление проектов. В данное время, невозможно узнать точные направления и проекты, по которым выделяются денежные средства в рамках ГСЗ. Это создает проблему формирования точной статистики по ГСЗ по стране, какие направления ГСЗ являются приоритетными по объемам финансирования, по количеству проектов и их устойчивости. Учет финансирования по направлениям позволит оценить качественный состав проектов, их финансирование и в дальнейшем эффективность этих проектов, а также выработку приоритетных направлений для соответствующих регионов;
  • ГСЗ это отдельный вид и способ закупки, который призван проводить конкурса среди НПО, с этой целью необходимо пересмотреть финансирование проектов, которые идут по несостоявшимся закупкам. Это возможно сделать с помощью повышения качества составления тех спецификаций, необходимо ужесточить требования к тех спецификациям, по котором отсутствует конкуренция и преобладает один источник, возможно внедрение отдельных обсуждений по таким лотам.
  • Необходимо пересмотреть требования к составлению технических спецификаций тендеров, по которым отсутствует конкуренция в виду «неадекватных» сумм финансирования. При анализе таких тех спецификаций возникают вопросы о качественной реализации проектов, к примеру, услуги по работе среди молодежи по вопросам религии и предупреждения распространения идей религиозного экстремизма за 80 тысяч тенге, остается неясной процедура оценивания объема работ и услуг, которые можно выполнить за подобные суммы.
  • Предлагается внедрение обязательной публичной отчетности по разработанной и адаптированной форме. На сегодняшний день отсутствует единый портал или система, которая аккумулировала бы информацию по отчетности и исполнению проектов по ГСЗ. Решением могло бы стать использование платформы базы данных НПО, данная база могла бы быть дополнена информацией по отчетности, раздел которой уже имеется на сайте, но он не заполняется. Альтернативным решением могло бы стать внедрение практики опубликования отчета (адаптированная форма) непосредственно на самом портале гос закупок вместе с актом выполненных работ. Это не потребует дополнительных расходов и больших технических решений, но в то же время позволит упорядочить отчетность и предоставить дополнительные данные по реализации ГСЗ
  • Отменить предусмотренный пороговый демпинг для закупок по ГСЗ, поскольку как показывают данные системы, более в половине случаев используется именно максимальный 20% демпинг, который условно уже закладывается в стоимость услуги, в этом случае демпинг как критерий оценки становится нерабочим. В конкурентных конкурсах по ГСЗ, Победитель как правило использует 20% снижение цены на реализацию проектов;
  • Предлагается исключить из способа закупок по ГСЗ лоты, связанные с финансированием профессионального спорта, поскольку суммы финансирования по таким договорам доминируют и составляют более 40%, что приводит к дисбалансу и искажению статистики ГСЗ, так как финансирование профессионального спорта не является поддержкой социально-значимых проектов неправительственного сектора.;
Как нас найти?
Наш e-mail: info@zertteu.org
Наш сайт: https://zertteu.org/