Прозрачность помощи международных финансовых институтов Республике Казахстан на борьбу с COVID-19
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
ВВЕДЕНИЕ
В 2020 году Правительство Казахстана выделило несколько триллионов тенге на борьбу с пандемией. Однако правительство использовало не только средства из национального бюджета, но также получило помощь от различных международных финансовых организаций (далее МФО). МФО оказывали прямую финансовую и нефинансовую помощь — от спонсорской безвозвратной до займов правительству.
Среди тех, кто помог Казахстану в период пандемии COVID-19: Всемирный банк, ЕБРР, Азиатский банк развития и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
Организации
Что дали
На что
Всемирный банк
Заем 27.3 млн. $
Закуп мед.оборудования в рамках проекта социального медицинского страхования
Азиатский банк развития и
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций
Целевой заем 1,5 млрд. €
На поддержку бюджета РК и смягчение негативного влияния пандемии
Грант 1 млн. $
Приобретение СИЗ
Грант 3 млн. $
Поставка лекарств и припасов для нуждающихся
Техническая помощь 1 млн. $
На создание Фонда солидарности
Европейский банк реконструкции и развития
485 млн $
80 % финансирования пошло на поддержку компаний частного сектора
7,5 млн. €
Утилизация твердых отходов в г. Семее. ГКП Келешек. По данным представителя ЕБРР, проект не подписан
243 млн. €
АО «Интергаз Центральная Азия» («ИЦА») и АО «КазТрансГаз Аймак»
46 млн. €
АО «Самрук Энерго»
На сайте статус проекта «Отменен». Это технический статус проекта, означающий реструктуризацию
Программа обмена знаниями и опытом — 128 000 $
Повышение потенциала работников здравоохранения по утилизации медицинских отходов COVID-19
АБР выделил до 50 000 $
Для обеспечения устойчивости веб-приложения Центра контроля COVID-19
Цель данного отчета
обзор оказанной финансовой и иной помощи Казахстану международными финансовыми институтами в 2020 году на борьбу с пандемией COVID-19. Основная задача исследования — раскрытие информации об объемах выделенной МФО и полученной правительством страны помощи широкой общественности и выявление пробелов в обеспечении прозрачности и подотчетности на различных этапах: от принятия решений о выделении помощи МФО до публичности и отчетности об использовании средств.
Обзор помощи, предоставленной Казахстану международными финансовыми организациями на борьбу с COVID-19 в 2020 году.
В этом разделе вы узнаете, какую финансовую и нефинансовую помощь оказали международные финансовые институты правительству Казахстана в 2020 году. Сколько, на что и по каким условиям Казахстан получил финансирование на борьбу с COVID-19.
Мы обратились с запросами в финансовые организации, а также проанализировали информацию на их сайтах, чтобы определить объемы оказанной помощи. Помощь Казахстану была предоставлена как возмездно (в виде займов и кредитов), так и безвозмездно (в виде грантов и технического содействия (ТС)
МФИ предоставляют помощь в разных формах:
1
2
3
4
Займы - переводы, по которым требуется возврат.
Коммерческие ссуды – процентная ставка ниже, чем рыночные ставки, и/или более длительные льготные периоды;
Некоммерческие ссуды предоставляются по рыночной цене за процент
Смешанное финансирование - использование средств развития для привлечения частных инвестиций
Гранты - переводы наличными, товарами или услугами, для которых не требуется возврат
Техническая помощь (техническое содействие) - нефинансовая помощь в форме обмена информацией и опытом, инструктажем, обучением навыкам, передачей рабочих знаний и консультационными услугами.
Источник: Handbook Reality of Aid

Азиатский Банк Развития

В 2020 году Правительство Республики Казахстан оформило два займа АБР на сумму 908 596 000 евро на борьбу с COVID-19, и заем от Азиатского банка инфраструктурных инвестиций на сумму 661 800 000 евро.

В декабре 2020 года Парламент Казахстана принял два закона, в которых одобрил соглашение по займам.

Основная цель двух займов — смягчить негативное влияния пандемии на здоровье и доходы населения.

Грант в размере 1 млн долл. на приобретение СИЗ-1. В марте 2020 года АБР предоставил грант для приобретения средств индивидуальной защиты (СИЗ) для медицинских работников госпредприятия «Национальный центр экспертизы».

СИЗы предназначены для проведения срочных лабораторных испытаний вируса COVID-19. СИЗы были доставлены в Казахстан в сентябре 2020 года.
Закон РК от 21 декабря 2020 года № 388-VI ЗРК.
«О ратификации Соглашения о займе (активные меры по борьбе с СOVID-19 и программа поддержки расходов) между Республикой Казахстан и Азиатским банком инфраструктурных инвестиций» от 26 августа 2020 года (ЗАЙМ №L0405A).
Техническое содействие — 4 проекта на общую сумму 4 178 000 долларов США.
30 июня 2020 года, АБР и ПРООН подписали Административное соглашение в поддержку программы обмена знаниями и опытом — 128 000 долларов США. Повышение потенциала работников здравоохранения по утилизации медицинских отходов COVID-19, а также сдерживание распространения вируса и смягчение его последствий.

АБР выделило до 50 000 долларов США для обеспечения устойчивости веб-приложения Центра контроля COVID-19. С апреля 2020 года АБР и Министерство здравоохранения обновляют веб-приложение Центра контроля COVID-19, используемое для регистрации и мониторинга данных об инфицированных, контактировавших и выздоровевших лицах.

27 августа 2020 года АБР утвердил грант в размере 3 млн долл. на поставку медицинских принадлежностей и оборудования уязвимым группам населения. Проект будет реализовываться совместно с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и ПРООН в Казахстане и фокусируется на по поставке лекарств и припасов для нуждающихся.

В декабре 2020 года АБР утвердил Техническую помощь (ТП) в размере 1 млн долл. на поддержку создания Фонда солидарности для Казахстана (ФСК) в координации с Правительством Казахстана, ВБ и ПРООН. ФСК должен помочь Казахстану в борьбе с негативным влиянием COVID-19 на местный рынок труда и будет сосредоточен на переподготовке кадров и повышение их квалификации.

Отчет о технической помощи АБР
Республика Казахстан: Фонд солидарности COVID-19 для Казахстана

Всемирный Банк

Всемирный банк перераспределил действующий займ 27,3 млн долл. на закупку оборудования в рамках действующего займа, который был выдан Министерству здравоохранения. Проект «Социальное медицинское страхование» реализуется в соответствии с Соглашением о займе между Республикой Казахстан и Международным банком реконструкции и развития, подписанным 1 ноября 2016 года и ратифицированным законом Республики Казахстан от 30 мая 2017 года № 67-VI. В итоге на более чем 22 млн долларов США было приобретено 491 аппарат ИВЛ и 87 аппаратов виброакустической терапии.

На сайте Всемирного банка имеется файл «Документ о реструктуризации проекта», где на шестой странице документа идет описание обоснования реструктуризации $27,6 млн долларов США на приобретение медоборудования для борьбы с COVID-19. Данная реструктуризация произошла в ответ на запрос Минздрава от 16 марта 2020 года и для устранения угроз, связанных с COVID-19. В результате Всемирный банк и Минздрав скорректировали план закупок, чтобы направить 27,6 млн долларов США в рамках Проекта для реагирования на COVID-19.
Сайт проекта
ЕБРР выделил 485 млн долларов в рамках 20 проектов в различных секторах экономики как ответ на COVID-19 в 2020 году. Почти 80 % финансирования Банка было направлено на поддержку компаний частного сектора.

Вместе с 440 миллионами долларов США дополнительного финансирования, которые были мобилизованы ЕБРР, это принесло экономике Казахстана в общей сложности 925 миллионов долларов.

Эти ресурсы использовались для капитальных вложений, пополнения оборотного капитала компаний, повышения ликвидности финансовых учреждений и поддержки торговли. Вот наиболее значимые из проектов.

Европейский банк реконструкции и развития


Европейский банк реконструкции и развития

ЕБРР выделил 485 млн долларов в рамках 20 проектов в различных секторах экономики как ответ на COVID-19 в 2020 году. Почти 80 % финансирования Банка было направлено на поддержку компаний частного сектора.

Вместе с 440 миллионами долларов США дополнительного финансирования, которые были мобилизованы ЕБРР, это принесло экономике Казахстана в общей сложности 925 миллионов долларов.

Эти ресурсы использовались для капитальных вложений, пополнения оборотного капитала компаний, повышения ликвидности финансовых учреждений и поддержки торговли. Вот наиболее значимые из проектов.
В официальном пресс-релизе ЕБРР от 15 января 2021 года
Банк приводит следующие проекты:
ГЧП алматинской кольцевой дороги (БАКАД)
ГЧП алматинской кольцевой дороги (БАКАД) — достиг финансового закрытия. ЕБРР организовал синдицированный заем в размере 585 миллионов долларов США в поддержку проекта.
Строительство объектов зеленой энергетики
Банк выделил почти 25 миллионов долларов на строительство ветряной электростанции мощностью 100 МВт возле города Жанатаса на юге страны, а также предоставил кредит в местной валюте на сумму до 28 миллионов долларов на строительство солнечной электростанции мощностью 76 МВт в Карагандинской области.
Представитель ЕБРР отмечает, что с марта 2020-го все проекты ЕБРР классифицируются как поддержка странам в условиях ковидной эпидемии.
На сайте ЕБРР указано, что в 2020 году Банк заключил 15 проектов в Казахстане: 11 частных и четыре государственных. Среди государственных проектов:
Сайт ЕБРР
Среди государственных проектов:
Газовая отрасль получила кредит от ЕБРР
Один кредит на 243 млн евро, который состоит из двух компонентов. Получатель национальный газовый оператор АО «КазТрансГаз».
Энергетическая отрасль получила кредит от ЕБРР
Предоставление краткосрочного займа на сумму до 46 миллионов евро в тенге в пользу АО «Самрук-Энерго». На сайте статус проекта — «Отменен». Это технический статус, означающий реструктуризацию.
Модернизации системы управления твердыми отходами (УТО) в городе Семее
Предоставление займа на сумму до 7,5 млн евро для модернизации системы управления твердыми отходами (УТО) в городе Семее. В ответе представитель ЕБРР пишет, что проект не подписан.
Также в 2020 году ЕБРР в Казахстане выделил гранты на 5,3 млн евро. Это 21 операция в таких секторах, как инфраструктура, финансовый сектор, малый и средний бизнес. В ответе на запрос представитель ЕБРР объяснил, что объем привлеченных грантов значительно больше.
Обзор помощи, полученной правительством Казахстана от международных финансовых институтов на борьбу с COVID-19 в 2020 году
В марте 2021 года Zertteu запросил у государственных органов информацию об использовании средств, выделенных на борьбу с COVID-19. Запросы были отправлены в государственные органы, получившие финансовую и нефинансовую помощь от МФО.
Также были проанализированы сайты государственных органов и госкомпаний получателей помощи. В данном разделе оцениваются доступ и прозрачность информации об использовании средств МФО со стороны следующих государственных органов и компаний:
1
2
3
4
Министерство финансов РК
Министерство национальной экономики РК
Министерство труда и социальной защиты населения РК
Министерство здравоохранения РК
Пока что мы приходим к выводу, что информация больше доступна и прозрачна на уровне МФИ в соответствии с их политиками прозрачности. Но даже эта информация носит фрагментарный характер.
Информация со стороны госорганов находится на очень низком уровне, информация публикуется, если только имеет силу закона — например, информация о займах.
Министерство финансов РК
Мы проанализировали сайт министерства финансов, чтобы собрать информацию о займах от Азиатского банка развития и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.

Азиатский банк развития предоставил правительству Казахстана два займа на общую сумму 908 596 000 евро на борьбу с последствиями пандемии COVID-19.
Займ 2
Займ 1
454 298 000 €
454 298 000 €
3491-KAZ
3490-KAZ
Что есть в открытом доступе. Информация и текст соглашения о займе доступны для широкой общественности, так как займы ратифицированы Парламентом страны и приняты в форме нормативно-правового акта. Таким образом, информация о займе может быть прозрачной в случае принятия в законодательной форме.
Однако на этапе использования займа информация уже не является такой доступной и прозрачной.

Министерство финансов публикует агрегированные данные о государственном долге.
Суммы внешнего долга перед каждым МФИ представляются в обобщенном виде, нельзя посмотреть, из каких займов состоит общая сумма. По каждой международной организации может быть несколько займов, часть из которых погашается.
Ответ на запрос
Средства займов АБР были утверждены 24 декабря 2020 года и поступили на валютный счет Министерства финансов РК в Национальном Банке РК. Согласно ответа на запрос от министерства финансов средства займа направлены на финансирование дефицита республиканского бюджета в 2021 году.
Сайт министерства финансов РК
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций предоставил заем правительству на сумму
661 800 000 евро на борьбу с последствиями пандемии COVID-19 и финансирования дефицита республиканского бюджета.
Займ 1
661 800 000 €
L0405A
Что есть в открытом доступе. Можно проследить как в 1 квартале 2021 года образуется долг перед АБИИ в 329,7 млрд. тенге или 776,9 млн. долларов США, однако, другие займы проследить подобным образом не удается, поскольку данные предоставляются в обобщенном виде.
Также был отправлен запрос в МФ РК, в котором мы просили предоставить следующую информацию об использовании займа:
1
2
3
4
Какая часть обоих займов была использована в бюджете 2021 года?
Какие количественные и качественные индикаторы заложены при реализации данных займов?
Где и в какой форме публикуется отчетность по использованию средств займа?
На реализацию каких бюджетных программам расходуются средства по обоим займам?
Ответ на запрос:
Министерство финансов ответило, что средства займов АБИИ были освоены 6 января 2021 года и поступили на валютный счет Министерства финансов РК в Национальном Банке РК. Средства займов в полном объеме будут направлены на финансирование дефицита республиканского бюджета 2021 г.
«Средства займов в полном объеме будут направлены на финансирование дефицита республиканского бюджета 2021 года. В целом, средства займов будут использованы для финансирования расходов республиканского бюджета, включая меры по борьбе с распространением пандемии COVID-19.

Учитывая что, средства займов будут зачислены в доход республиканского бюджета для финансирования дефицита бюджета, какие либо показатели результата, количественные и качественные индикаторы не предусмотрены».

Министерство финансов РК

Кроме того, МФ РК, отметило, что Казахстан предоставляет АБР и АБИИ отчеты по использованию займов. Однако, данные документы не были обнаружены на сайте МФ РК.
Министерство национальной экономики РК
Техническая помощь от АБР в размере 1 млн долл. на создание Фонда солидарности COVID-19 для Казахстана в координации с Правительством, ВБ и ПРООН. Фонд должен помочь в борьбе с негативным воздействием пандемии COVID-19 на рынок труда.

Что есть в открытом доступе. На сайте МНЭ РК и ПРООН информация о планах или освоении и использовании технической помощи не обнаружена.
Техническая помощь
1 298 000 $
На создание Фонда солидарности
Также был направлен запрос в МНЭ РК, в котором мы просили предоставить следующую информацию о проекте:
1
2
3
список получателей по каждому направлению технической помощи и суммы по каждому получателю
является ли эта информация полностью или частично доступной для общественности
как получатель помощи отчитывался об эффективном использовании помощи
Ответ на запрос
В ответе МНЭ РК отметило, что предоставит подробную информацию о технической помощи после того как проект начнется. До этого нужно окончательное его согласования всеми участниками. Также министерство подчеркнуло, что согласно процедурам АБР по проекту исполнительным агентством является ПРООН, а МНЭ - координатор.

Считаем необходимым отметить, что Правительство РК обратилось к АБР с просьбой о технической помощи в марте 2020 года. В декабре 2020 года Проект был одобрен, но спустя 3 месяца с момента получения средств и год с момента обращения, не согласован документ о реализации.
Министерство здравоохранения РК
Займ от Всемирного Банка $27,3 млн долл. в 2020 году. Цель проекта повысить доступность и качество и системы оказания услуг здравоохранения.

Что есть в открытом доступе. Текст соглашения не размещен на сайте МЗ РК, но есть на сайте adilet.zan.kz, согласно которому, займ предоставляется со сроком погашения 15 лет, включая 5-летний льготный период (который заканчивается в 2021г.).
Общая сумма займа
80 000 000 $
Сумма финансирования РК - 10 млн.$

Срок погашения - 15 лет, включая 5-летний льготный период

Дата завершения займа - 30.06.2021 г.
В файле «Информация о прямых и конечных результатах бюджетных программ (подпрограмм) за 2020 год» содержится неполная информация о прямых и конечных результатах и причинах неосвоения средств.
На сайте Фонда Медицинского Страхования информации по займу не обнаружено.
Ответ на запрос:
«Было приобретено медицинское оборудование, в том числе 491 единица аппаратов искусственной вентиляции легких на общую сумму 19 295,63 млн. долл. США и 87 единиц виброакустических аппаратов на общую сумму 2,69 млн. долл. США. Медицинские оборудования были направлены и установлены в медицинских организациях Республики Казахстан».

Министерство здравоохранения РК

О ратификации Соглашения о займе между РК и МБРР
Министерство здравоохранения РК
Грант от АБР 1 млн долл. на приобретение СИЗ для государственного предприятия «Национальный центр экспертизы».
Грант от АБР
1 000 000 $
Приобретение СИЗ
Что есть в открытом доступе. На сайте предприятия информации не обнаружено.
Ответ на запрос:
«АБР в сентябре 2020 года поставил средства индивидуальной защиты (защитный комбинезон – 22000 штук, защитные очки- 1350 коробок, т.е. 81000 пар, респираторная маска 1620 коробок, т.е. 81000 штук).

К гуманитарному грузу было применено упрощенное таможенное оформление по перечню, и организация была освобождена от уплаты налогов и прочих таможенных пошлин.

Полученный гуманитарный груз был использован НЦЭ для лабораторных исследований по COVID-19 и распределен по филиалам НЦЭ согласно приказу генерального директора НЦЭ. Общая стоимость полученного гуманитарного груза без учета транспортных расходов составила 670 680 USD, а именно защитный комбинезон – 320 760 $, защитные очки - 183 870 $, респираторная маска - 166 050 $».

Министерство здравоохранения РК

Грант от АБР $3 млн долл. на поставку медицинских принадлежностей и оборудования уязвимым группам населения.
Грант от АБР
3 000 000 $
Поставка лекарств и припасов для нуждающихся
Что есть в открытом доступе. Есть документ соглашения о гранте между правительством и Азиатским банком развития. Но в документе не указаны даты, также к нему не прилагается пояснительная записка. На сайте МЗ РК Информации об освоении и использовании средств гранта не обнаружено.

Для того чтобы найти сведения по займу, грантам и проектам на сайте МЗ РК необходимы специальные знания и дополнительные усилия.
Кроме того, на сайте нет отчетов, которые министерство здравоохранения предоставляет донору.

На сайте Фонда медицинского страхования, по состоянию на 30.06.2021г. размещены финансовые отчеты, которые не содержат упоминания о полученных средствах займа.
Министерство здравоохранения РК
Фонд социального медицинского страхования
Фонд социального медицинского страхования
Ответ на запрос:
«В рамках Соглашения предполагается обеспечение аптечками в составе медикаментов и первичных медицинских средств защиты малообеспеченных семей РК (порядка 145 000 человек). Доставка аптечек до получателей будет осуществляться городскими/районными отделами занятости и сельскими акиматами. Реализация соглашения продолжается».

Министерство здравоохранения РК

Zertteu отправил запрос в МЗ РК, в котором мы просили предоставить следующую информацию о займе и двух проектах:
1
2
3
список получателей и суммы по каждому получателю
является ли эта информация полностью или частично доступной для общественности
как получатель помощи отчитывался об эффективном использовании помощи
Министерство здравоохранения РК ответило не на все поставленные вопросы.

Ответ МЗ указаны выше.
Министерство труда и социальной защиты населения РК
Грант АБР $3 млн долл. на поставку медицинских принадлежностей и оборудования уязвимым группам населения.

Что есть в открытом доступе. На сайте МТСЗН РК и ПРООН информация по гранту не обнаружена. Есть короткая новость о том, что семьям, получающим АСП, раздадут аптечки для снижения распространения COVID-19.
Zertteu отправил запрос в МТСЗН РК, в котором мы просили предоставить следующую информацию о гранте:
1
2
3
4
Сумма, полученная МТСЗН по данному гранту
Список получателей и суммы по каждому получателю
Является ли эта информация полностью или частично доступной для общественности
Как получатель помощи отчитывался об эффективном использовании помощи
Ответ на запрос:
«В рамках данного Соглашения будет осуществлен закуп и поставка в регионы лекарственных средств и средств индивидуальной защиты, необходимых для борьбы с COVID-19 с целью снижения экономической нагрузки на семей, находящихся в тяжелом материальном положении. Перечень лекарственных средств и средств индивидуальной защиты определен Министерством здравоохранения. При этом, отмечаем, что финансовые средства напрямую перечисляются в ПРООН Министерством здравоохранения.

Вместе с тем, в целях реализации Соглашения о гранте Министерством взяты обязательства по направлению списков сотрудников местных исполнительных органов, ответственных за прием грузов, по обеспечению наличия складов и получения товаров от поставщика в областных центрах и городов республиканского значения, а также по распределению лекарственных средств среди получателей помощи через местные исполнительные органы и территориальные органы ведомства министерства».

Министерство труда и социальной защиты населения РК

Кроме того, МТСЗН РК отметило, что
«На сегодня министерством сведения об ответственных сотрудников за прием и распределение лекарственных средств в регионах, а также адреса складских помещений направлены в ПРООН.»

Министерство труда и социальной защиты населения РК

На наш взгляд, информация по использованию средств гранта должна быть размещена на сайте МТСЗН РК, а не только предоставляться донорам грантов.
Также, МТСЗН ответило, что
«согласно плану реализации Соглашения в настоящее время ведется конкурсные работы по осуществлению закупок лекарственных средств. Полное завершение проекта планируется в июне текущего года»

Министерство труда и социальной защиты населения РК

Министерство труда и социальной защиты населения РК
Квазигоссектор
Кредит ЕБРР для ГКП "Келешек"
7 500 000 €
Утилизация твердых отдохов в г.Семей
Что есть в открытом доступе. У компании ГКП «Келешек» нет сайта и соответственно информации по кредиту в открытом доступе. В СМИ нет статей по теме. Информация по кредиту есть на сайте ЕБРР. По данным ЕБРР, проект не подписан.
ЕБРР и АО «Интергаз Центральная Азия» и АО «КазТрансГаз Аймак»
243 000 000 €
на увеличение оборотного капитала и повышение ликвидности компании
Кредит ЕБРР
46 000 000 €
для
АО "Самрук Энерго"
Что есть в открытом доступе. АО «Интергаз Центральная Азия» («ИЦА») и АО «КазТрансГаз Аймак» 100% дочерние компании национального оператора газопроводов АО «КазТрансГаз». Из сведении по кредиту есть новость на сайте компании КазТрансГаз.
Что есть в открытом доступе. На сайте компании отсутствует информация по кредиту, есть информация на сайте ЕБРР.
Газовая отрасль получила кредит от ЕБРР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В течение 2020 года Казахстан получил помощь от международных финансовых институтов на более чем два миллиарда долларов США в форме займов, грантов, технической и спонсорской помощи.

Результаты обзора свидетельствуют об определенном уровне прозрачности на уровне международных финансовых организаций и намного меньшем уровне прозрачности со стороны получателей — государственных органов и госкомпаний.

По уровню раскрытия информации со стороны международных финансовых организаций лидирует Всемирный банк; АБР и ЕБРР также публикуют информацию на своих сайтах.
В целом международные финансовые организации следуют своим политикам раскрытия информации, однако сами политики требуют пересмотра для обеспечения более однозначного толкования и предоставления доступа к информации по всем видам финансовой и нефинансовой помощи в странах.

Со стороны государственных органов доступ к информации обеспечивается по результатам ответов на запросы, а также информация доступна, если финансовая помощь оформлена в виде займа и ратифицирована в виде закона парламентом страны.

В случае грантов, технической помощи или кредитов государственным компаниям информация не будет доступна широкой общественности без запросов. В то же время законодательство регулирует порядок получения и использования всех видов помощи от МФО, формы и сроки предоставления отчетности по использованным средствам.
!
!
!
!
!
!

Однако отсутствие законодательного требования публикаций данной отчетности закрывает эту информацию для общественности. Основными пробелами в обеспечении надлежащего уровня прозрачности и подотчетности при получении и использовании различных форм финансовой и нефинансовой помощи от МФО правительством являются:

1
2
4
5
отсутствие стратегии управления государственным долгом и принципов обеспечения прозрачности и подотчетности управления государственным долгом;
отсутствие в публичном доступе отчетности по использованию займов, которые формируют государственные органы;
3
6
бюджетное законодательство РК содержит требования к прозрачности информации о госдолге, но данная информация касается агрегированных данных о состоянии госдолга и суммах, выплаченных в счет погашения госдолга, и не обеспечивает прозрачность информации об использовании займов;
отсутствие единой информационной площадки по всем видам полученной помощи и публичной отчетности по ее использованию;
отсутствие публичных обсуждений о необходимости внешних займов, консультаций с гражданским обществом;
отсутствие детализированной информации о направлениях расходов займов, отсутствие количественных и качественных показателей благополучателей и результатов использования займов;
РЕКОМЕНДАЦИИ

Создание единой информационной платформы обеспечит накопление и сохранение данных по всем видам помощи и будет содействовать повышению эффективности государственного управления внешними потоками помощи и госдолгом на основе открытых данных.


Открытый доступ к данным будет также способствовать повышению прозрачности и подотчетности перед общественностью, международными финансовыми организациями и создаст условия для более широкого общественного диалога.

1
2
4
5
Обеспечить контроль над использованием полученной помощи, в том числе за счет вовлечения общественности и СМИ.
Закрепить законодательное требование публичной отчетности по использованию грантов и технической, гуманитарной и спонсорской помощи, получаемой правительством от международных финансовых организаций.
Институционализировать участие гражданского общества в принятии решений по условной и безусловной финансовой помощи МФИ по примеру многосторонних советов.
Разработать среднесрочную стратегию управления государственным долгом согласно рекомендациям Всемирного банка и МВФ.
3
Необходимо разработать стандарты по обеспечению прозрачности всех видов финансовой и нефинансовой помощи, получаемой правительством от международных финансовых организаций.
6
Необходимо разработать цифровую платформу, единую информационную площадку, которая обеспечит доступ к данным и позволит отслеживать потоки получения и использования средств международных финансовых организаций всеми государственными органами и организациями.
Как нас найти?
Наш e-mail: info@zertteu.org
Наш сайт: https://zertteu.org/