Обзор социальных инвестиций добывающих компаний за 2019-2020 годы

Исследовательские материалы журналистов:
Восточно-Казахстанская область:
Чингиз Уалихан
Куда акимат ВКО направляет невидимый обществу поток миллиардов (orda.kz)
Наведите и кликните на интересующий вас регион
Казахстан
Добывающие компании в Казахстане обязаны ежегодно финансировать социально-экономическое и инфраструктурное развитие регионов, в которых располагаются и действуют их предприятия.
Эта деятельность регулируется ст. 129 Кодекса РК «О недрах и недропользовании». Для осуществление конкретных проектов недропользователи могут выделять средства напрямую. Также они могут перечислять их в местный бюджет для дальнейшей реализации тех или иных проектов на местах. Такое финансирование принято называть «социально-инфраструктурными проектами» (далее — СИП). Данные о них, согласно инициативе ИПДО, недропользователи должны публиковать в открытом доступе.
Согласно ст. 129 Кодекса РК «О недрах и недропользовании» в течение периода добычи, начиная со второго года, недропользователь обязан ежегодно:
Осуществлять финансирование обучения казахстанских кадров
Обратимся к букве закона. О чём ещё говорится в упомянутой статье?
Осуществлять финансирование научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ;
Осуществлять финансирование социально-экономического развития региона и развития его инфраструктуры в размере одного процента от инвестиций по контракту на недропользование в период добычи углеводородов по итогам предыдущего года
01
02
03
Обзор социальных инвестиций
добывающих компаний за 2019-2020 годы
27,2 млрд тенге.
В 2019 году недропользователи выделили в рамках социальных инвестиции:
17,7 млрд тенге.
В 2020 году расходы недропользователей на социальные инвестиции составили:
Объемы социальных инвестиций в разрезе регионов, 2019 год
Таблица 1.
Регион
Сумма
(тысяч тенге)
Доля (%)
Западно-Казахстанская область
15 262 345,00
55,96%
Восточно-Казахстанская область
5 171 695,00
18,96%
Карагандинская область
2 143 514,00
7,86%
Костанайская область
2 063 602,00
7,57%
Актюбинская область
1 862 067,00
6,83%
Акмолинская область
440 603,10
1,62%
Кызылординская область
90 497,20
0,33%
Павлодарская область
84 264,32
0,31%
Северо-Казахстанская область
7 000,00
0,03%
Итого
27 275 999,00
100 %
Туркестанская область
150 411,40
0,55%
Доля двух компаний от всей суммы инвестиций составляет 82,2%.
15,2 млрд тенге из 27,2 млрд, которые были выделены в 2019 году, внесла компания «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.».
На втором месте по размеру инвестиций ТОО «Казцинк».
Это — 56% от всех инвестиции
за 2019 год по стране.
Эта компания выплатила
7,1 млрд тенге.
Инвестиции, обычно, охватывают разные направления:
Cтроительство школ
Дорог
Детских садов
Тепловых сетей
Празднование памятных дат
Календарных праздников
«Подарки» столице
Спонсорская помощь малоимущим семьям
Возведение культовых объектов
Генеральный и текущий ремонт инфраструктуры
Другие социальные объекты
Больше всех средств на социально-инфраструктурные проекты выделяет «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.», которая добывает нефть в Западно-Казахстанской области.
Основную долю платежей данной компании составляют строительство и ремонт автомобильных дорог. Эти инвестиции составляют 72% от всей суммы, выделенной компанией на финансирование СИП.
Помимо этого, компания выделила внушительную сумму для строительства школ в городе Орал, спортивно-оздоровительных центров в районах ЗКО, аэропорта и многофункционального культурного центра в областном центре. По платежам можно увидеть, что компания в основном финансирует именно социально-инфраструктурные проекты, а не какие-то отдельные мероприятия.
Следующая компания по объему социальных инвестиций — «Казцинк».
В отличие от лидеров-нефтяников, «Казцинк» больше средств выделяет:
Однако, цели этого платежа указаны не были. По ним невозможно определить, на какие именно благие дела были потрачены эти средства. Также на поддержку деятельности трех зон отдыха и оздоровительных лагерей в области выделено 584 млн тенге. Остальную часть платежей компании за 2019 год составляют финансирование празднования памятных дат, государственных праздников, спонсорская помощь религиозным организациям, социальная помощь местным жителям.
  • На поддержку спорта в ВКО 50%, то есть 3,6 млрд тенге из 7,1 млрд тенге, выделенных компанией, пошли на эти цели;
  • 1,5 млрд из них — на финансирование профессионального хоккейного клуба в Усть-Каменогорске;
  • Еще 2,3 млрд тенге было передано акимату Восточно-Казахстанской области.
Объемы социальных инвестиций в разрезе регионов, 2020 год
Таблица 2.
Регион
Сумма (тысяч тенге)
Доля (%)
Западно-Казахстанская область
13 967 883,00
81,74%
Павлодарская область
935 501,95
5,47%
Костанайская область
874 489,50
5,12%
Актюбинская область
668 168,00
3,91%
Туркестанская область
215 375,55
1,26%
Восточно-Казахстанская область
178 834,80
1,05%
Кызылординская область
77 757,00
0,46%
Карагандинская область
8 947,10
0,05%
Жамбылская область
5 852,00
0,03%
Итого
17 087 815,90
100 %
Акмолинская область
155 007,00
0,91%
В 2020 году лидером по объему социально-инфраструктурных проектов вновь является Западно-Казахстанская область.
Все эти платежи принадлежат компании «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.».
Данные по платежам «Казцинка» отсутствуют.
Если сгруппировать все социально-инвестиционные проекты по трём главным направлениям, то мы получим такую статистику:
4,91%
0,14%
мероприятия
94,95%
инфраструктура
спонсорство и благотворительность
Если отранжировать все виды социально-инфраструктурных проектов, то на первом месте, на удивление, оказывается сфера культуры. Сюда было инвестировано 37,6% от всей суммы: 6,4 млрд тенге из 17,7 млрд!
Однако, при детальном рассмотрении оказывается, что 99,8% от суммы инвестиций в культуру составляет бюджет ... лишь одного единственного проекта. Им стало строительство многофункционального культурного центра на 1500 мест в городе Орал.
Заказчиком выступал упомянутый лидер «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.». Первая часть финансирования проекта была осуществлена в 2019 году, а общая стоимость в итоге составила 9,4 млрд тенге! Строительство было завершено и здание передали в эксплуатацию в октябре 2021 года.
Показательно, что на момент написания обзора данные за 2021 год на сайте отсутствуют...
Общественное участие
Стоит отметить, что в действующем законодательстве нет нормы, которая бы регулировала деятельность по обсуждению и согласованию решений для использования социальных инвестиций с местным населением. Участие местного сообщества в процессе обсуждения, реализации и отчетности социальных инвестиций не обеспечено законодательством. Люди, живущие рядом с промыслом или обогатительной фабрикой остаются вне этих процессов.
Однако именно местное население, по логике, является конечным бенефициаром таких социальных инвестиций. Участие граждан в процессе реализации социнвестиций должно являться одним из важных элементов обеспечения эффективности вложенных средств. Отсутствие прозрачности и общественного участия повышает вероятность неэффективного использования финансов, выделенных компаниями на социально-инфраструктурные проекты и повышает возможные коррупционные риски.
Решение по определению темы и направления проектов зачастую принимается на основе меморандума между местным акиматом и недропользователем. В 2020 году, например, 139 из 143 соглашений (97,2%) составили именно такие кулуарные меморандумы. Таковы реалии сегодняшнего дня.
К сожалению, процесс выбора и определения подрядчика, который будет претворять эти
проекты, тоже закрыт от общества.
Вы не найдёте информации о том, что местный акимат организовал встречу и обсудил планы грядущих проектов с местным населением.
Местный исполнительный орган сам выбирает тему или направление проекта, сам же ищет подрядчика. Компания-недропользователь и сама может определить будущего исполнителя, напрямую перечислив деньги ему. В таком случае, отметим, высока вероятность того, что компания выберет для этой работы аффилированную структуру. А это, в свою очередь, только повышает риск роста расходов с целью увеличения размера налоговых вычетов.
Важно отметить, что вероятность коррупционных рисков не означает наличие коррупционных фактов.
Речь, в первую очередь, идет о рисках, связанных с отсутствием прозрачности и общественного участия в процессе планирования и реализации социальных инвестиций. Чтобы избежать этого и повысить эффективность, целесообразность расходов на социальные инвестиции, требуется закрепление соответствующих механизмов в законодательстве.
Празднование государственных праздников
Закон требует от недропользователей инвестировать в социально-экономическое и инфраструктурное развитие регионов. Однако, повсеместно отмечаются практики, когда в рамках социальных инвестиций недропользователей идёт финансирование организации и проведения тех или иных мероприятий.
Новый год
День металлургов
Наурыз
День пожилых людей
День Победы
Компания «Казцинк», например, в 2019 году выделила 335,7 млн тенге на то, чтобы город отметил ряд следующих государственных и профессиональных праздников в течение года:
АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение»
из Костанайской области выделило 168 млн тенге общественному фонду «Милосердие-Костанай» на строительство дорожно-тропиночной сети в ... столице страны Нур-Султане. И это с учётом того, что инвестиции недропользователя должны развивать местность, в которой он располагается. Целесообразность таких вложений выглядит весьма сомнительной.
Прозрачность
Акиматы не публикуют информацию о ходе реализации или результатах проектов, финансируемых в рамках СИП. СМИ публикуют неполную информацию, предоставленную местными исполнительными органами. Часто это делается лишь по окончании проектов. Отсутсвие прозрачности процесса реализации проектов повышает коррупционные риски и вероятность неэффективного использования выделенных средств.
Крупные нефтедобывающих компании «Тенгизшевройл» и NCOC реализуют свои проекты в виде спонсорской помощи, в рамках соглашений, условия которых не доступны для общественности.
Назрела необходимость законодательно закрепить требования о публикации всей информации о социальных инвестициях. Информация о социальных инвестициях сегодня публикуется, в основном, на сайте ЕГСУ. Однако, эти данные полноты картины не отражают и включают информацию лишь от тех компаний, кто согласился ее предоставить. Именно поэтому нужно разработать конкретные критерии открытости и механизмы обеспечения их исполнения.
Самые крупные нефтедобывающих компании «Тенгизшевройл» и NCOC не публикуют на сайте ЕГСУ информацию о своих социально-экономических проектах.
Например, Тенгизшевройл публикует информацию о социальных проектах у себя на сайте.
Потому что эти компании реализуют их в виде спонсорской помощи, в рамках соглашений. Тогда как тексты соглашений и условия договоров не доступны для общественности. Но информацию о социальных инвестициях этих компаний можно найти на их сайтах.
Выводы
Часть средств, выделяемых добывающими компаниями, используется на проекты, не имеющие отношения к развитию инфраструктуры или социально-экономического состояние региона;
01
03
Инвестиции не охватывают все направления, указанные в законодательстве. Нет информации о платежах на поддержку или развитие научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ и обучение казахстанских кадров;
02
В законе нет нормы, которая бы обязывала недропользователей и местные исполнительные органы привлекать местное сообщество к планированию и реализации СИП. Не участвует местное сообщество и в механизмах отчетности СИП. Все решения принимаются только местными исполнительными органами и добывающими компаниями;
04
В открытых источниках нет полной информации о СИП. Имеющаяся информация не охватывает весь процесс реализации проектов.
Рекомендации
Необходимо обеспечить целевое использование инвестиций недропользователей на социально-экономическое и инфраструктурное развитие регионов;
01
04
Законодательно закрепить обязанность недропользователей и местных исполнительных органов публиковать полную информации о СИП;
05
Обеспечить выполнение требований национального законодательства по обеспечению прав граждан на доступ к информации.
03
Нужно обеспечить контроль над выполнением обязательств недропользователей по всем направлениям, указанным в «Законе о недрах и неропользовании», в том числе по части инвестирования на подготовку местных кадров и на развитие научно-технической и научно-исследовательской сферы;
02
Обеспечить участие местного сообщества в планировании и реализации СИП. Для этого требуется закрепить в законодательстве обязанности недропользователей и местных исполнительных органов по обеспечению общественного участия;
Как нас найти?
Наш e-mail: info@zertteu.org
Наш сайт: https://zertteu.org/