Обзор социальных инвестиций добывающих компаний за 2019-2020 годы

Исследовательские материалы журналистов:
Казахстан
Восточно-Казахстанская область:
Чингиз Уалихан
Куда акимат ВКО направляет невидимый обществу поток миллиардов (orda.kz)
Наведите и кликните на интересующий вас регион
Добывающие компании в Казахстане обязаны ежегодно финансировать социально-экономическое и инфраструктурное развитие регионов, в которых располагаются и действуют их предприятия.
Эта деятельность регулируется ст. 129 Кодекса РК «О недрах и недропользовании». Для осуществление конкретных проектов недропользователи могут выделять средства напрямую. Также они могут перечислять их в местный бюджет для дальнейшей реализации тех или иных проектов на местах. Такое финансирование принято называть «социально-инфраструктурными проектами» (далее — СИП). Данные о них, согласно инициативе ИПДО, недропользователи должны публиковать в открытом доступе.
Согласно ст. 129 Кодекса РК «О недрах и недропользовании» в течение периода добычи, начиная со второго года, недропользователь обязан ежегодно:
Обратимся к букве закона. О чём ещё говорится в упомянутой статье?
Осуществлять финансирование обучения казахстанских кадров
01
02
03
Осуществлять финансирование научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ;
Осуществлять финансирование социально-экономического развития региона и развития его инфраструктуры в размере одного процента от инвестиций по контракту на недропользование в период добычи углеводородов по итогам предыдущего года
Обзор социальных инвестиций
добывающих компаний за 2019-2020 годы
В 2019 году недропользователи выделили в рамках социальных инвестиции:
В 2020 году расходы недропользователей на социальные инвестиции составили:
27,2 млрд тенге.
17,7 млрд тенге.
Объемы социальных инвестиций в разрезе регионов, 2019 год
Таблица 1.
Регион
Итого
Западно-Казахстанская область
Восточно-Казахстанская область
Карагандинская область
Костанайская область
Актюбинская область
Кызылординская область
Акмолинская область
Туркестанская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Сумма
(тысяч тенге)
27 275 999,00
15 262 345,00
5 171 695,00
2 143 514,00
2 063 602,00
1 862 067,00
90 497,20
440 603,10
150 411,40
84 264,32
7 000,00
Доля (%)
100 %
55,96%
18,96%
7,86%
7,57%
6,83%
0,33%
1,62%
0,55%
0,31%
0,03%
Доля двух компаний от всей суммы инвестиций составляет 82,2%.
15,2 млрд тенге из 27,2 млрд, которые были выделены в 2019 году, внесла компания «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.».
На втором месте по размеру инвестиций ТОО «Казцинк».
Это — 56% от всех инвестиции
за 2019 год по стране.
Эта компания выплатила
7,1 млрд тенге.
Инвестиции, обычно, охватывают разные направления:
Cтроительство школ
Празднование памятных дат
Возведение культовых объектов
Генеральный и текущий ремонт инфраструктуры
Другие социальные объекты
Дорог
Календарных праздников
Детских садов
«Подарки» столице
Тепловых сетей
Спонсорская помощь малоимущим семьям
Больше всех средств на социально-инфраструктурные проекты выделяет «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.», которая добывает нефть в Западно-Казахстанской области.
Основную долю платежей данной компании составляют строительство и ремонт автомобильных дорог. Эти инвестиции составляют 72% от всей суммы, выделенной компанией на финансирование СИП.
Помимо этого, компания выделила внушительную сумму для строительства школ в городе Орал, спортивно-оздоровительных центров в районах ЗКО, аэропорта и многофункционального культурного центра в областном центре. По платежам можно увидеть, что компания в основном финансирует именно социально-инфраструктурные проекты, а не какие-то отдельные мероприятия.
Следующая компания по объему социальных инвестиций — «Казцинк».
В отличие от лидеров-нефтяников, «Казцинк» больше средств выделяет:
  • На поддержку спорта в ВКО 50%, то есть 3,6 млрд тенге из 7,1 млрд тенге, выделенных компанией, пошли на эти цели;
  • 1,5 млрд из них — на финансирование профессионального хоккейного клуба в Усть-Каменогорске;
  • Еще 2,3 млрд тенге было передано акимату Восточно-Казахстанской области.
Однако, цели этого платежа указаны не были. По ним невозможно определить, на какие именно благие дела были потрачены эти средства. Также на поддержку деятельности трех зон отдыха и оздоровительных лагерей в области выделено 584 млн тенге. Остальную часть платежей компании за 2019 год составляют финансирование празднования памятных дат, государственных праздников, спонсорская помощь религиозным организациям, социальная помощь местным жителям.
Объемы социальных инвестиций в разрезе регионов, 2020 год
Таблица 2.
Регион
Итого
Западно-Казахстанская область
Павлодарская область
Костанайская область
Актюбинская область
Туркестанская область
Кызылординская область
Восточно-Казахстанская область
Акмолинская область
Карагандинская область
Жамбылская область
Сумма (тысяч тенге)
17 087 815,90
13 967 883,00
935 501,95
874 489,50
668 168,00
215 375,55
77 757,00
178 834,80
155 007,00
8 947,10
5 852,00
Доля (%)
100 %
81,74%
5,47%
5,12%
3,91%
1,26%
0,46%
1,05%
0,91%
0,05%
0,03%
В 2020 году лидером по объему социально-инфраструктурных проектов вновь является Западно-Казахстанская область.
Все эти платежи принадлежат компании «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.».
Данные по платежам «Казцинка» отсутствуют.
Если сгруппировать все социально-инвестиционные проекты по трём главным направлениям, то мы получим такую статистику:
спонсорство и благотворительность
инфраструктура
94,95%
мероприятия
0,14%
4,91%
Если отранжировать все виды социально-инфраструктурных проектов, то на первом месте, на удивление, оказывается сфера культуры. Сюда было инвестировано 37,6% от всей суммы: 6,4 млрд тенге из 17,7 млрд!
Однако, при детальном рассмотрении оказывается, что 99,8% от суммы инвестиций в культуру составляет бюджет ... лишь одного единственного проекта. Им стало строительство многофункционального культурного центра на 1500 мест в городе Орал.
Заказчиком выступал упомянутый лидер «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.». Первая часть финансирования проекта была осуществлена в 2019 году, а общая стоимость в итоге составила 9,4 млрд тенге! Строительство было завершено и здание передали в эксплуатацию в октябре 2021 года.
Показательно, что на момент написания обзора данные за 2021 год на сайте отсутствуют...
Общественное участие
Стоит отметить, что в действующем законодательстве нет нормы, которая бы регулировала деятельность по обсуждению и согласованию решений для использования социальных инвестиций с местным населением. Участие местного сообщества в процессе обсуждения, реализации и отчетности социальных инвестиций не обеспечено законодательством. Люди, живущие рядом с промыслом или обогатительной фабрикой остаются вне этих процессов.
Однако именно местное население, по логике, является конечным бенефициаром таких социальных инвестиций. Участие граждан в процессе реализации социнвестиций должно являться одним из важных элементов обеспечения эффективности вложенных средств. Отсутствие прозрачности и общественного участия повышает вероятность неэффективного использования финансов, выделенных компаниями на социально-инфраструктурные проекты и повышает возможные коррупционные риски.
К сожалению, процесс выбора и определения подрядчика, который будет претворять эти
проекты, тоже закрыт от общества.
Решение по определению темы и направления проектов зачастую принимается на основе меморандума между местным акиматом и недропользователем. В 2020 году, например, 139 из 143 соглашений (97,2%) составили именно такие кулуарные меморандумы. Таковы реалии сегодняшнего дня.
Вы не найдёте информации о том, что местный акимат организовал встречу и обсудил планы грядущих проектов с местным населением.
Местный исполнительный орган сам выбирает тему или направление проекта, сам же ищет подрядчика. Компания-недропользователь и сама может определить будущего исполнителя, напрямую перечислив деньги ему. В таком случае, отметим, высока вероятность того, что компания выберет для этой работы аффилированную структуру. А это, в свою очередь, только повышает риск роста расходов с целью увеличения размера налоговых вычетов.
Важно отметить, что вероятность коррупционных рисков не означает наличие коррупционных фактов.
Речь, в первую очередь, идет о рисках, связанных с отсутствием прозрачности и общественного участия в процессе планирования и реализации социальных инвестиций. Чтобы избежать этого и повысить эффективность, целесообразность расходов на социальные инвестиции, требуется закрепление соответствующих механизмов в законодательстве.
Празднование государственных праздников
Закон требует от недропользователей инвестировать в социально-экономическое и инфраструктурное развитие регионов. Однако, повсеместно отмечаются практики, когда в рамках социальных инвестиций недропользователей идёт финансирование организации и проведения тех или иных мероприятий.
Компания «Казцинк», например, в 2019 году выделила 335,7 млн тенге на то, чтобы город отметил ряд следующих государственных и профессиональных праздников в течение года:
Новый год
День металлургов
Наурыз
День пожилых людей
День Победы
АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение»
из Костанайской области выделило 168 млн тенге общественному фонду «Милосердие-Костанай» на строительство дорожно-тропиночной сети в ... столице страны Нур-Султане. И это с учётом того, что инвестиции недропользователя должны развивать местность, в которой он располагается. Целесообразность таких вложений выглядит весьма сомнительной.
Прозрачность
Акиматы не публикуют информацию о ходе реализации или результатах проектов, финансируемых в рамках СИП. СМИ публикуют неполную информацию, предоставленную местными исполнительными органами. Часто это делается лишь по окончании проектов. Отсутсвие прозрачности процесса реализации проектов повышает коррупционные риски и вероятность неэффективного использования выделенных средств.
Крупные нефтедобывающих компании «Тенгизшевройл» и NCOC реализуют свои проекты в виде спонсорской помощи, в рамках соглашений, условия которых не доступны для общественности.
Назрела необходимость законодательно закрепить требования о публикации всей информации о социальных инвестициях. Информация о социальных инвестициях сегодня публикуется, в основном, на сайте ЕГСУ. Однако, эти данные полноты картины не отражают и включают информацию лишь от тех компаний, кто согласился ее предоставить. Именно поэтому нужно разработать конкретные критерии открытости и механизмы обеспечения их исполнения.
Самые крупные нефтедобывающих компании «Тенгизшевройл» и NCOC не публикуют на сайте ЕГСУ информацию о своих социально-экономических проектах.
Потому что эти компании реализуют их в виде спонсорской помощи, в рамках соглашений. Тогда как тексты соглашений и условия договоров не доступны для общественности. Но информацию о социальных инвестициях этих компаний можно найти на их сайтах.
Например, Тенгизшевройл публикует информацию о социальных проектах у себя на сайте.
Выводы
Часть средств, выделяемых добывающими компаниями, используется на проекты, не имеющие отношения к развитию инфраструктуры или социально-экономического состояние региона;
01
Инвестиции не охватывают все направления, указанные в законодательстве. Нет информации о платежах на поддержку или развитие научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ и обучение казахстанских кадров;
03
В законе нет нормы, которая бы обязывала недропользователей и местные исполнительные органы привлекать местное сообщество к планированию и реализации СИП. Не участвует местное сообщество и в механизмах отчетности СИП. Все решения принимаются только местными исполнительными органами и добывающими компаниями;
В открытых источниках нет полной информации о СИП. Имеющаяся информация не охватывает весь процесс реализации проектов.
02
04
Рекомендации
Необходимо обеспечить целевое использование инвестиций недропользователей на социально-экономическое и инфраструктурное развитие регионов;
Обеспечить выполнение требований национального законодательства по обеспечению прав граждан на доступ к информации.
01
Нужно обеспечить контроль над выполнением обязательств недропользователей по всем направлениям, указанным в «Законе о недрах и неропользовании», в том числе по части инвестирования на подготовку местных кадров и на развитие научно-технической и научно-исследовательской сферы;
03
Обеспечить участие местного сообщества в планировании и реализации СИП. Для этого требуется закрепить в законодательстве обязанности недропользователей и местных исполнительных органов по обеспечению общественного участия;
Законодательно закрепить обязанность недропользователей и местных исполнительных органов публиковать полную информации о СИП;
02
04
05
Как нас найти?
Наш e-mail: info@zertteu.org
Наш сайт: https://zertteu.org/