ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
введение
Конституция Республики Казахстан (ст.6) гласит: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство».
Основной Закон концептуально закрепляет за народом Казахстана право собственности на недра, в этой связи основополагающим фактором становится и право граждан быть участником всех процессов, касающихся земли, воды, недр и т. д. Особенно в свете глобальных климатических изменений и энергетического перехода, влияющего на устойчивое развитие всего общества.

Данный обзор способствует систематизации информации о законодательном регулировании в области энергетического перехода в Казахстане, а также о возможности участия общественности в данном процессе. Обзор включает отсылки на международные соглашения и инициативы, в которых Казахстан участвует, а также существующие законодательные акты и политики в области энергетического перехода в стране, включающие в себя направления по возобновляемым источникам энергии, снижению выбросов, энергетике и поддержке «зеленых» технологий.

Безусловно, учитывая укрепление глобального консенсуса по поводу изменения климата и энергетического перехода, развитие возобновляемой энергетики и выход на нулевой баланс выбросов углерода является очень важным.

«Однако этот переход не будет легким, особенно в свете текущих геополитических процессов, поэтому необходима активная политическая воля, подкрепленная конкретными планами и финансированием».

В мире в целом пока нет определенности в отношении темпов разработки и внедрения технологий чистой энергетики, наблюдается обострение противоречий между развитыми и развивающимися странами относительно приоритетов перехода.

Доктор Дэниел Ергин, Вице-председатель S&P Global Октябрь 2023 г. (НЭД 2023)

В то же время, энергетический переход должен предполагать обеспечение энергетической безопасности — то есть наличия энергоресурсов в надлежащих объемах и по разумным ценам — чтобы заручиться поддержкой населения и избежать серьезных экономических осложнений.

Все это должно четко регламентироваться как стратегическими документами, так и соответствующими законодательными актами, и работающими механизмами прозрачности, подотчетности, информирования и вовлечения населения в процесс энергоперехода.

Данный обзор является шагом в направлении повышения информированности и вовлечения гражданского общества Казахстана в данный процесс.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭП И РАМКИ АНАЛИЗА
Существует множество различных определений энергетического перехода. Практически все определения (Википедия, сайт ИПДО, ООН, международные организации) указывают, что энергетический переход (ЭП) — это глобальный переход от «ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии», структурные изменения в энергетической системе, осуществляемые для удерживания «глобального потепления ниже 2 °C в соответствии с Парижским соглашением». То есть, при ЭП происходит вытеснение «старых» источников энергии и замена их на «новые», что в конечном счете должно способствовать более широкому переходу к безуглеродной экономике к 2050−2060 гг.
Нынешний уровень технологий не позволяет прямо сейчас отказаться от использования традиционных энергоносителей: угля, нефти, природного газа, однако повысить эффективность их использования с целью снижения выбросов возможно уже сейчас.
Когда говорят о глобальном энергетическом переходе, помимо энергоэффективности и декарбонизации, также подразумевают и более широкие элементы энергоперехода, в частности децентрализацию и цифровизацию, что, по сути, охватывает и влияет на экономическое развитие стран в целом.

Энергетический переход предполагает деятельность по нескольким направлениям (осуществляемых как параллельно, так и последовательно):
  • Сокращение выбросов
  • Постепенное сокращение и отказ от ископаемого топлива (уголь, нефть, газ)
  • Увеличение ВИЭ в энергогенерации (энергия воды, солнца, ветра, голубой углерод (прибрежная биомасса).
Все это непосредственно затрагивает и казахстанское общество, поэтому чрезвычайно важным является обеспечение прозрачности во время энергоперехода и участие общественности в этом процессе.
Таким образом, при подготовке данного обзора было решено руководствоваться следующими рамками для анализа законодательства в части энергетического перехода:
  • Данный обзор не охватывает следующие аспекты:
    переход на ВИЭ, в т. ч., предполагающее производство необходимых для этого товаров (солнечных батарей, ветряных станций, электрокаров и прочее), что в свою очередь предполагает активную разработку критических (стратегических) минералов (никеля, кобальта, лития, меди, РЗМ и пр.) — их добыча и переработка также должны быть «зелеными». В данном анализе мы не будет останавливаться на законах, меморандумах и пр. документах, касающихся критических минералов.
  • Также, как упоминается выше, энергопереход затрагивает все сектора экономики страны, но особенно выделяют сельское и лесное хозяйство, энергетику, транспорт и здания, промышленность, управление отходами.
    В данном обзоре мы будем фокусироваться на аспектах, связанных с энергетикой и промышленностью, в частности: добыча первичной энергии (нефть, уголь, природный газ, отходы, гидроэнергия, биомасса, энергия ветра, солнца, геотермальная энергия и т. п.), преобразование во вторичную энергию (электричество, тепло, бензин, дизельное топливо, водород, биотопливо), летучие выбросы при добыче первичной энергии), в т. ч. в обрабатывающей промышленности.
ОБЗОР КАЗАХСТАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РК В ОБЛАСТИ ЭП
2.1. Стратегическое видение
В целом, повестка по переходу к альтернативным источникам энергии была заявлена Казахстаном еще в 2013 году в рамках Указа Президента РК о Концепции по переходу к «зеленой экономике». «Данная Концепция закладывает основы для глубоких системных преобразований с целью перехода к „зеленой экономике“ посредством повышения благосостояния, качества жизни населения Казахстана и вхождения страны в число 30-ти наиболее развитых стран мира при минимизации нагрузки на окружающую среду и деградации природных ресурсов».
Из текста Концепции:
Основными приоритетными задачами по переходу к «зеленой экономике», стоящими перед страной, являются:
  • Повышение эффективности использования ресурсов (водных, земельных, биологических и др.) и управления ими;
    01
  • Модернизация существующей и строительство новой инфраструктуры;
    02
  • Повышение благополучия населения и качества окружающей среды через рентабельные пути смягчения давления на окружающую среду;
    03
  • Повышение национальной безопасности, в том числе водной безопасности.
    04
Еще до разработки Концепции
Еще до разработки Концепции, Казахстан подписал Киотский протокол (в 1999 году), целью которого является достижение окончательной цели Рамочной конвенции ОНН по изменению климата — стабилизация концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Одним из инструментов является торговля квотами на эмиссию парниковых газов.
Также наша страна подписала Парижское соглашение 2015 года (ратифицировано 06.12.2016), в рамках которого страны разработали и обновляют каждые 5 лет План действий по сокращению выбросов и адаптации к изменению климата (ОНУВ). В декабре 2020 года на Саммите климатических амбиций Президент Токаев К. К. объявил о цели достижения Казахстаном углеродной нейтральности к 2060 году, подтвердив обязательства Казахстана по Парижскому соглашению.
В рамках данных обязательств Казахстан принял новый Экологический Кодекс (2021). Экологический кодекс Республики Казахстан — основной законодательный акт об охране окружающей среды.
Кодекс «создает прочную правовую базу для рационального природопользования, которая включает требование о соблюдении принципа"загрязнитель платит" — а это значит, что бизнес обязан нести ответственность за прошлый и будущий экологический ущерб» (СДКР ВБ 2022).
В октябре 2021 года на мероприятии высокого уровня с участием ПРООН и Президента РК в г. Астана была представлена Доктрина (стратегия) Казахстана по достижению углеродной нейтральности к 2060 году.
Были озвучены конкретные ключевые меры с показателями по сокращению выбросов и декарбонизации экономики, такие как:
отказ от новых проектов угольной генерации и постепенный отказ от сжигания угля (2021−2025),
реализация программы по посадке 2 миллиардов деревьев (2025 г.),
двукратное увеличение доли возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии (2030 г.),
использование «зеленого» водорода и полный отказ от угольного производства начиная с 2050 г
устойчивое сельское хозяйство на 75% пахотных земель (2045 г.),
100% электрификация личного пассажирского транспорта (2045г.),
100% сортировка твердых бытовых отходов (2040 г.),
Доктрина позже трансформировалась в принятую в 2023 году Стратегию достижения углеродной нейтральности до 2060 года (2023).
«Основная цель Стратегии — достижение устойчивого развития экономики Казахстана к изменению климата и углеродной нейтральности к 2060 году»
Принятие данной стратегии является декларированием плана реализаций мероприятий в рамках обязательств страны по достижению углеродной нейтральности.
Данная Стратегия описывает текущее положение Казахстана, а также предлагает секторальный подход и сквозное видение низкоуглеродного развития.
«Достижение поставленной цели Стратегии будет обеспечено посредством комплексной реализации низкоуглеродной политики и применения секторальных (в энергетике, промышленности, сельском и лесном хозяйстве, управлении отходами) и сквозных подходов (справедливый переход, „зеленое“ финансирование, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее — НИОКР) и образование, общественное сознание, международное сотрудничество, адаптация к изменению климата, система углеродного регулирования)».
Отдельно в Стратегии отмечаются международные практики разработки стратегий устойчивого развития (климатические стратегии) на уровне отдельных городов и даже крупных компаний.
В то же время в данной Стратегии имеется всего два упоминания об «энергетическом переходе», что затрудняет общее понимание сути и значимости энергетического перехода для широкого круга общественности.
Первое упоминание в п. 3.3 Стратегии
«Энергетический переход будет сопровождаться внедрением передовых международных подходов и стандартов во всех секторах экономики с целью осуществления перехода на альтернативные и возобновляемые источники энергии. К ним можно отнести стандарты на экологические виды транспорта, сокращение потребления топлива и энергии, переработки отходов, энергоэффективности».
Второе упоминание в Заключении:
«Процесс перехода на низкоуглеродные рельсы развития потребует мобилизации крупных инвестиционных ресурсов в чистую энергию и дополнительные низкоуглеродные технологии. Казахстану требуется перенаправить текущие углеродоемкие инвестиции в сторону этих решений с низким уровнем выбросов и параллельно улучшить рыночные условия, которые будут стимулировать выход на рынок частных отечественных и иностранных субъектов, способных ускорить энергетический переход».
В первом случае под энергетическим переходом понимается внедрение стандартов по переходу к альтернативным и возобновляемым источникам энергии, во втором случае речь о новых технологических решениях по низкому уровню выбросов и увеличении инвестиций в данный сектор.
«Таким образом, само понятие «энергетического перехода» осложняется отсутствием четкого определения»
Поэтому законодательное регулирование данного процесса будет подчиняться общей политике по достижению углеродной нейтральности и рассматриваться больше, как «диверсификации экономики и ее технологического прорыва» (из Стратегии).
В то же время, согласно одного из принципов Стратегии — должна быть обеспечена открытость и взаимодействие с обществом, включая представителей центральных и местных органов власти, квазигосударственного сектора, науки, бизнеса (ассоциаций и предприятий), неправительственных организаций и местных сообществ.
Ранее в Концепции были прописаны принципы относительно обучения и формирования экологической культуры в бизнесе и среди населения.

В Стратегии, принципы открытости и взаимодействия с обществом артикулированы более четко, чем в Концепции.

Тем не менее, следует отметить, что и Концепция 2013 г., и Доктрина 2021 г. содержат более четкие целевые показатели, по которым можно было бы оценить осуществление энергетического перехода, нежели Стратегия 2023 г.
  • Концепция содержит цели и целевые индикаторы «зеленой экономики» на 2020, 2030 и 2050 гг. по таким секторам, как водные ресурсы, сельское хозяйство, энергоэффективность, а в секторе электроэнергетики устанавливает четкие показатели по доле ВИЭ и газовых станций, утилизации отходов и т. п.
  • Доктрина содержит два сценария- базовый и углеродной нейтральности, а также указываются конкретные цифры, демонстрирующие, в частности, переход о угольной генерации к ВИЭ.
  • Стратегия 2023 устанавливает лишь целевые показатели по выбросам, по всем прочим направлениям указано, что будет «разработано видение» (например, по выведению из эксплуатации угольных мощностей, по альтернативному использованию угля, по развитию водородной энергетики, по развитию солнечной и ветряной генерации и т. п.)
Сокращение выбросов
В Страновом Докладе о Климате и Развитии (Всемирного Банка 2022 (WB CCDR \ СДКР ВБ) отмечается, что «для экономики своего размера Казахстан оставляет диспропорционально большой экологический след в виде выбросов парниковых газов:
20 место
в мире по объему выбросов на душу населения.
Обязательства по сокращению выбросов в Казахстане в целом регулируются СДУН, Экокодексом и ОНУВ.
В частности, Казахстан внедрил систему торговли квотами на выбросы (СТВ) в январе 2013 г., в Экокодексе 2021г. определена архитектура СТВ, а в 2022м году страна обновила План действий по сокращению выбросов и адаптации к изменению климата (ОНУВ) в рамках Парижского соглашения.
Экологический кодекс был принят в 2007 году, в 2021 году была принята его новая редакция. Одной из задач экологического законодательства РК в Кодексе декларируется
Ранее в Концепции были прописаны принципы относительно обучения и формирования экологической культуры в бизнесе и среди населения.

«обеспечение вклада Республики Казахстан в укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития ''

а также в реализацию международных, региональных и трансграничных программ по охране окружающей среды, адаптации к изменению климата и переходу к «зеленой» экономике" (Ст. 3 (4)).
Отказ от ископаемого топлива
В Стратегии достижения углеродной нейтральности касаемо энергетики и промышленности запланировано следующее:
  • Уголь
    «Поэтапный вывод казахстанской экономики из угольной зависимости важен для низкоуглеродного развития и достижения углеродной нейтральности до 2060 года.»
  • Нефть
    «В нефтегазовой отрасли, выбросы которой составляют 2,7% от общестрановых выбросов, будут сокращаться далее путем снижения утечек метана, использования более энергоэффективных технологий и совершенствования производственных процессов»
  • Газ
    «Успешная реализация декарбонизации будет зависеть от успеха инициатив по развитию ресурсной базы газа»

В то же время, в самой Стратегии четких временных рамок и показателей не содержится, указывается на необходимость разработки долгосрочного видения по всем конкретным направлениям.

Переход на ВИЭ
Деятельность в сфере возобновляемых источников энергии в Казахстане регулируется Законом о поддержке использования возобновляемых источников энергии (2009 год)
Статья 1.п.1.4 Закона определяет «возобновляемые источники энергии — источники энергии, непрерывно возобновляемые за счет естественно протекающих природных процессов, включающие в себя следующие виды: энергия солнечного излучения, энергия ветра, гидродинамическая энергия воды; геотермальная энергия: тепло грунта, подземных вод, рек, водоемов; а также антропогенные источники первичных энергоресурсов: отходы потребления, биомасса, биогаз и иное топливо из отходов потребления, используемые для производства электрической и (или) тепловой энергии»;
В настоящее время Правительством ведется работа по привлечению инвестиций в сектор возобновляемых источников энергии, одним из таких примеров можно отметить инвестиционное сотрудничество с ОАЭ по реализации крупных проектов ВИЭ в Казахстане, направленных на сокращение выбросов СО2. (в данное время уже подписаны меморандумы по привлечению инвестиций в Акмолинскую область)
Несмотря на законодательное регулирование отношений в сфере поддержки ВИЭ, а также на амбициозные задачи по увеличению доли ВИЭ, достаточно ощутимый переход можно отметить только лишь к 2050 году. В то же время пока сохраняются львиная доля по использованию и добычи каменного угля в разных сферах (топливно-энергетический комплекс, промышленность, частный сектор), что также сказывается и на соответствующей доле использования ВИЭ в Казахстане.
Адаптация к изменению климата
Как отмечалось выше, обновленный ОНУВ содержит Компонент по адаптации к изменению климата, где дается анализ климатических рисков в Казахстане, таких как повышение среднегодовой температуры, растущий дефицит воды и опустынивание, воздействие на сельское хозяйство и продовольственную безопасность и т. п.
Соответственно, приоритеты Правительства сосредоточены на адаптационных потребностях ключевых секторов, затронутых изменением климата:
Сельское хозяйство;
Управление водными ресурсами;
Лесное хозяйство;
Сокращение рисков бедствий.
Предполагается, что национальная политика по адаптации будет проходить периодический обзор и пересмотр в рамках пятилетнего цикла в соответствии с циклами мониторинга и оценки государственной политики, включая гендерные аспекты.
Дорожная карта по реализации ОНУВ до 2025 года также содержит раздел по адаптации к изменению климата и определяет эффективные программы по адаптации, в приоритетных секторах, проекты, действия и мероприятия, способствующие смягчению последствий и снижению уязвимости к изменению климата.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
  • Казахстан: Путь к углеродной нейтральности
    Казахстан принял стратегические документы и взял на себя высокие обязательства по достижению углеродной нейтральности. В то же время, необходимо более четкое понимание дефиниции и значения энергетического перехода для различных групп населения, а также вовлечение всех групп в реализацию мероприятий по энергетическому переходу.
  • Нулевые выбросы: Детальные планы и ускоренная экологическая оценка
    Необходимы детальные планы реализации стратегических документов (в частности, СДУН) по каждому из секторов \ направлений с установкой четких показателей и временных рамок. Как отмечалось в Страновом докладе по климату и развитию Всемирного Банка (СДКР ВБ 2023): «…У Казахстана есть высокие целевые показатели в области борьбы с изменением климата, но нет политики и программ, необходимых для их достижения. Выполнение обязательств ОНУВ до 2030 года и особенно достижение нулевого баланса выбросов до 2060 года требуют активных действий.
    Начало формированию основ политики по смягчению последствий изменения климата положено: создана система торговли квотами на выбросы парниковых газов (СТВ), проводятся аукционы для отбора проектов освоения ВИЭ, но эту базу и ее компоненты необходимо укреплять расширять для достижения более масштабных целей. Также требуются дополнительные меры по устранению барьеров для расширения масштабов энергоперехода, стимулированию снижения выбросов ПГ в разных сферах и оказанию поддержки населению в процессе перехода". Важно ускорить внедрение стратегической экологической оценки.
  • Адаптация к изменению климата
    Внесение разделов по адаптации к изменениям климата в законодательные акты — большой шаг вперед, однако детальное планирование адаптационных мер также следует ускорить для минимизации наиболее неблагоприятных последствий изменения климата.
  • Широкое вовлечение в энергетический переход
    Хорошей практикой могли бы стать отдельные региональные инициативы на местах для более широкого охвата заинтересованных сторон в процесс энергетического перехода, который включал бы в себя разные межсекторальные мероприятия, такие как работа с бизнес- сообществом, с малым и средним предпринимательством, с населением, научными кругами, общественными организациями и т. д.
  • Региональное развитие в приоритетах
    Учитывая, что региональное развитие включено в перечень национальных приоритетных проектов, необходима также интеграция и сверка планов.
    Например, в национальных проектах «Зеленый Казахстан» и «Сильные регионы — драйвер развития страны» отсутствуют индикаторы и пункты, которые были бы направлены на мероприятия Стратегии, в частности переход на ВИЭ, внедрение устойчивых стратегий по развитию регионов и другое. Также в системе региональных стандартов (приложения к Программам развития территории — ПРТ) для населенных пунктов не предусмотрены пункты и индикаторы по устойчивому развитию городов и населенных пунктов в части энергетического перехода. Таким образом, между стратегией и национальными приоритетными планами отсутствует взаимосвязь, что несет в себе риски неэффективной реализации мероприятий по энергетическому переходу. Необходимо внести дополнения в Систему региональных стандартов для городских населенных пунктов.
  • Информирование о стратегиях и действиях
    Важно обеспечить регулярное информирование общественности о принятых планах и реализации стратегий, а также о климатических действиях на местном уровне.
Ознакомьтесь с полным исследованием ниже
Исследование в формате pdf
Как нас найти?
Наш e-mail: info@zertteu.org
Наш сайт: https://zertteu.org/
Переход на сайт Adlet.zan.Kz
Переход на сайт Adlet.zan.Kz
Переход на сайт Gov.Kz
Переход на сайт Adlet.zan.Kz
Переход на сайт Adlet.zan.Kz
Переход на сайт News Masdar
Переход на сайт Aditel.zan.kz
Переход на сайт undp.org
Переход на сайт Un.org
Переход на сайт Online.zakon.kz
Переход на сайт Adilet.zan.kz
Энергетический сектор включает в себя добычу первичной энергии (нефть, уголь, торф, сланцы, природный газ, отходы, гидроэнергия, биомасса, энергия ветра, солнца и геотермальная энергия), транспортировку, преобразование во вторичную энергию (электричество, тепло, бензин, дизельное топливо, водород, биотопливо), передачу и распределение, конечный спрос на энергетические услуги в транспорте, зданиях и промышленности, а также летучие выбросы при добыче, транспортировке и распределении первичной энергии (СДУН 2023).
Энергетический переход
Возобновляемые источники энергии
План действий по сокращению выбросов и адаптации к изменению климата
Стратегия достижения углеродной нейтральности РК до 2060 года
Гидроэлектростанции
Инициатива прозрачности добывающих отраслей
Всемирный Банк
Республика Казахстан
Национальный энергетический доклад Ассоциации Казенерджи (2023)
Страновой доклад о климате и развитии Всемирного Банка (2022)
Наилучшие доступные технологии
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы